Добро пожаловать на четырнадцатый урок нашего курса! Сегодня мы познакомимся с одним из самых часто используемых модальных глаголов английского языка — глаголом can. Этот небольшой, но очень важный глагол помогает выражать возможности, способности, разрешения и просьбы.
В предыдущих уроках мы изучили предлоги места и времени, которые помогают нам ориентироваться в пространстве и времени. Теперь мы добавим к нашим знаниям модальный глагол can, который позволит нам говорить о том, что мы умеем делать, что возможно или невозможно, а также вежливо просить о чем-либо.
Понимание и правильное использование глагола can значительно расширит ваши возможности коммуникации на английском языке. Этот глагол настолько универсален, что вы будете использовать его практически в каждом разговоре — от обсуждения ваших навыков и умений до вежливых просьб в повседневных ситуациях.
В русском языке значения модального глагола can передаются словами "мочь", "уметь", "могу ли я" и подобными выражениями. В английском языке все эти значения объединены в одном удобном глаголе с простыми правилами использования.
🎯 Основные концепции
📚 Формы модального глагола can
Глагол can имеет всего две формы в настоящем и прошедшем времени:
Время | Утвердительная форма | Отрицательная форма | Вопросительная форма |
---|---|---|---|
Present | can | cannot / can't | Can...? |
Past | could | could not / couldn't | Could...? |
🔍 Важные особенности:
- После can/could всегда используется глагол в базовой форме (без to, без окончания -s)
- Can не изменяется по лицам и числам (одинаковая форма для I, you, he, she, it, we, they)
- Нет специальных форм для будущего времени (используются конструкции will be able to, might be able to)
- Отрицательная форма cannot может писаться слитно или раздельно: cannot / can not (реже)
- Сокращенная форма can't произносится как [kænt] в американском английском
📚 Основные значения can
1. Способность, умение (ability)
Can используется, чтобы говорить о том, что кто-то умеет или способен делать:
- I can speak English. (Я умею говорить по-английски.)
- She can play the piano very well. (Она умеет хорошо играть на пианино.)
- They can't swim. (Они не умеют плавать.)
- Can you drive a car? (Ты умеешь водить машину?)
Для прошедшего времени используется could:
- When I was younger, I could run very fast. (Когда я был моложе, я мог бегать очень быстро.)
- She couldn't read until she was seven. (Она не умела читать, пока ей не исполнилось семь лет.)
2. Возможность (possibility)
Can используется для выражения теоретической возможности:
- It can be very cold in winter. (Зимой может быть очень холодно.)
- The weather can change quickly in the mountains. (Погода в горах может быстро меняться.)
- We can finish this project today. (Мы можем закончить этот проект сегодня.)
- Can we solve this problem? (Можем ли мы решить эту проблему?)
3. Разрешение (permission)
Can используется для запроса или предоставления разрешения:
- Can I open the window? (Можно мне открыть окно?)
- You can use my phone if you need to. (Ты можешь использовать мой телефон, если нужно.)
- Students can't use phones during the exam. (Студентам нельзя пользоваться телефонами во время экзамена.)
- Can we leave early today? (Можно нам уйти сегодня пораньше?)
4. Просьбы (requests)
Can используется для вежливых просьб:
- Can you help me, please? (Не могли бы вы мне помочь, пожалуйста?)
- Can you pass me the salt? (Не могли бы вы передать мне соль?)
- Can you close the door? (Не могли бы вы закрыть дверь?)
Could звучит более вежливо и формально:
- Could you help me with this problem? (Не могли бы вы помочь мне с этой проблемой?)
- Could you send me the report by email? (Не могли бы вы отправить мне отчет по электронной почте?)
5. Предложения (offers)
Can используется для того, чтобы предложить что-то:
- I can help you with your homework. (Я могу помочь тебе с домашним заданием.)
- We can give you a ride to the airport. (Мы можем подвезти тебя до аэропорта.)
- Can I get you something to drink? (Могу я предложить вам что-нибудь выпить?)
📚 Структура предложений с can
Утвердительные предложения
Subject + can + base form of verb + ...
Примеры:
- I can speak three languages. (Я могу говорить на трех языках.)
- She can play the guitar. (Она умеет играть на гитаре.)
- They can help us tomorrow. (Они могут помочь нам завтра.)
Отрицательные предложения
Subject + cannot/can't + base form of verb + ...
Примеры:
- I cannot (can't) swim. (Я не умею плавать.)
- He cannot (can't) come to the party. (Он не может прийти на вечеринку.)
- We cannot (can't) afford a new car. (Мы не можем позволить себе новую машину.)
Вопросительные предложения
Can + subject + base form of verb + ...?
Примеры:
- Can you help me? (Ты можешь помочь мне?)
- Can she speak French? (Она умеет говорить по-французски?)
- Can they come to dinner? (Они могут прийти на ужин?)
Краткие ответы
Yes, subject + can.
No, subject + cannot/can't.
Примеры:
- Can you swim? — Yes, I can. / No, I can't.
- Can he play the piano? — Yes, he can. / No, he can't.
- Can they help us? — Yes, they can. / No, they can't.
⚠️ Правила и исключения
📚 Особенности использования can
1. Отсутствие to после can
Одна из самых распространенных ошибок — использование частицы "to" после can. Запомните:
❌ I can to speak English.
✅ I can speak English.
2. Использование could для прошедшего времени
Для обозначения способностей или возможностей в прошлом используется could:
- When I was a child, I could climb trees easily. (Когда я был ребенком, я легко мог лазить по деревьям.)
- She could speak French when she lived in Paris. (Она могла говорить по-французски, когда жила в Париже.)
3. Будущее время: will be able to
Поскольку у can нет формы будущего времени, для выражения способности в будущем используется конструкция will be able to:
- I will be able to speak English better after this course. (Я смогу говорить по-английски лучше после этого курса.)
- She won't be able to attend the meeting tomorrow. (Она не сможет присутствовать на встрече завтра.)
4. Разница между can и could для просьб
Could звучит более вежливо и формально, чем can:
- Can you help me? (Можешь мне помочь? — повседневная просьба)
- Could you help me? (Не могли бы вы мне помочь? — более вежливая форма)
5. Can vs. May для разрешения
В формальной речи для запроса разрешения иногда используется may вместо can:
- Can I use your phone? (Можно воспользоваться твоим телефоном? — менее формально)
- May I use your phone? (Можно воспользоваться вашим телефоном? — более формально)
В американском английском в повседневной речи can используется чаще, чем may.
6. Особенности произношения can't
В американском английском can't [kænt] звучит похоже на can [kæn], но с более четким [t] на конце. Обратите внимание на различие при прослушивании и говорении.
📚 Can в особых конструкциях
1. Can't help + gerund (не могу не)
Выражение "can't help + gerund" используется, когда вы не можете не делать что-то:
- I can't help laughing when I see that movie. (Я не могу не смеяться, когда вижу этот фильм.)
- She can't help worrying about her son. (Она не может не беспокоиться о своем сыне.)
2. Can hardly (едва)
"Can hardly" означает "едва", "с трудом":
- I can hardly believe it! (Я едва могу в это поверить!)
- She was so tired, she could hardly stay awake. (Она была так устала, что едва могла не заснуть.)
3. Can't stand (не выносить)
"Can't stand" означает "не выносить", "не терпеть":
- I can't stand waiting in long lines. (Я не выношу ожидания в длинных очередях.)
- He can't stand spicy food. (Он не переносит острую пищу.)
🧠 Мнемотехники для запоминания правил
1. "CAN - Capabilities, Authorizations, Needs"
Запомните основные значения can через аббревиатуру CAN:
- Capabilities (способности): I can swim.
- Authorizations (разрешения): You can use my car.
- Needs (просьбы/потребности): Can you help me?
2. "NO TO after CAN"
Представьте знак "стоп" перед словом "to" после "can":
- CAN 🛑 TO
Это поможет запомнить, что после can никогда не используется to.
3. "From CAN to COULD"
Представьте, что вы перемещаетесь из настоящего (CAN) в прошлое (COULD) на машине времени:
- Present: I can speak English. (Сейчас)
- Past: I could speak English when I was a child. (В прошлом)
4. "WILL BE ABLE TO - Будущая Способность"
Для запоминания формы будущего времени:
- WILL = будущее
- BE ABLE = быть способным
- TO = частица, которая всегда нужна после be able
5. "CAN vs. COULD = Casual vs. Courteous"
Для запоминания разницы в вежливости:
- CAN = Casual (повседневно)
- COULD = Courteous (вежливо)
👥 Практические диалоги
Диалог 1: Способности и умения
Teacher: What languages can you speak, Maria?
Maria: I can speak English and Spanish fluently. I can also understand some French, but I can't speak it well.
Teacher: That's impressive! Can you read in Spanish too?
Maria: Yes, I can. I can read Spanish books without a dictionary now.
Teacher: When did you learn Spanish?
Maria: I started when I was 12. Before that, I couldn't say a word in Spanish.
Teacher: Can you recommend a good book for beginners in Spanish?
Maria: Yes, I can. There's a great book called "Spanish for Beginners." It really helped me when I started.
Teacher: Thank you! By the way, can you join our language club? We meet every Thursday.
Maria: I'm not sure if I can make it every week, but I can definitely try.
Teacher: Great! Next year, we will be able to offer Italian classes too.
Maria: That sounds interesting! I've always wanted to learn Italian.
Диалог 2: Просьбы и разрешения
Customer: Excuse me, can you help me find this book?
Librarian: Of course, I can. What's the title?
Customer: It's "The Great Gatsby." Can you check if it's available?
Librarian: Yes, I can see that we have two copies. One is on the shelf, and one is currently checked out.
Customer: Great! Can I also borrow some other books by the same author?
Librarian: Yes, you can. You can borrow up to five books at a time.
Customer: Can I keep them for two weeks?
Librarian: Yes, you can. But if you need more time, you can renew them online.
Customer: Could you show me where the science fiction section is?
Librarian: Yes, I can. It's on the second floor. Can you take the stairs, or do you need the elevator?
Customer: I can take the stairs, thanks. One more thing — can I use my phone in the library?
Librarian: I'm sorry, but you can't make calls in the library. You can use it in silent mode for texting.
Диалог 3: Возможности и предложения
Alex: I'm planning a trip to New York next month. Can you recommend any good hotels?
Sarah: Yes, I can. The Grand Hotel is really nice, and it's not too expensive.
Alex: That sounds good. Can you tell me how to get from the airport to the hotel?
Sarah: You can take a taxi, or you can use the subway. The subway can be crowded, but it's much cheaper.
Alex: I think I can manage the subway. By the way, can you speak any other languages? I'm worried about communication in New York.
Sarah: Don't worry, you can get by with just English in New York. Most people there can only speak English.
Alex: That's a relief! Can you join me for the trip? It would be more fun with a friend.
Sarah: I wish I could, but I can't take time off work next month. Maybe we can plan another trip together later.
Alex: No problem. Can I bring you something from New York?
Sarah: You don't have to, but if you can, I'd love some authentic New York cheesecake!
Alex: I can definitely do that. Thanks for your help!
📝 Упражнения
Упражнение 1: Заполните пропуски, используя can или can't
- I _____ speak English, but I _____ speak Chinese.
- She _____ play the piano very well.
- _____ you swim? No, I _____.
- He _____ run very fast. He's an excellent athlete.
- We _____ see the mountains from our window.
- _____ they help us with this project? Yes, they _____.
- My grandmother _____ use a smartphone. She finds it too complicated.
- I _____ hear you very well. The connection is bad.
- Birds _____ fly, but penguins _____.
- _____ you drive a car? Yes, I _____. I got my license last year.
Упражнение 2: Преобразуйте предложения в отрицательные и вопросительные формы
- She can speak French. → Negative: _____ → Question: _____
- They can help us tomorrow. → Negative: _____ → Question: _____
- I can swim very well. → Negative: _____ → Question: _____
- You can use my laptop. → Negative: _____ → Question: _____
- He can play the guitar. → Negative: _____ → Question: _____
Упражнение 3: Замените can на could там, где нужно говорить о прошлом
- I _____ swim when I was five years old.
- She _____ speak three languages by the time she was twenty.
- We _____ see the stars clearly last night because the sky was clear.
- _____ you ride a bike when you were a child?
- They _____ help us yesterday because they were busy.
- He _____ run a marathon ten years ago, but now he's too old.
- I _____ understand the teacher's explanation during yesterday's class.
- _____ she play the piano at the concert last week?
- We _____ finish the project on time last month.
- I _____ not sleep well last night because of the noise.
Упражнение 4: Используйте can/could для различных функций (способность, разрешение, просьба)
- _____ you please open the window? (вежливая просьба)
- I _____ speak three languages. (способность)
- _____ I use your phone? (запрос разрешения)
- She _____ dance very well when she was younger. (способность в прошлом)
- _____ you help me with my homework, please? (менее формальная просьба)
- Students _____ use calculators during the test. (разрешение)
- I _____ not understand this sentence. (невозможность)
- _____ we leave early today? (запрос разрешения)
- He _____ run a marathon in under 3 hours. (способность)
- _____ you pass me the salt, please? (просьба)
Упражнение 5: Переведите предложения на английский язык, используя can/could
- Я умею играть на гитаре.
- Она не может прийти на вечеринку завтра.
- Ты можешь помочь мне с этим заданием?
- Мы не могли найти наш отель вчера вечером.
- Можно мне открыть окно?
- Не могли бы вы говорить помедленнее, пожалуйста?
- Дети не умеют читать в три года.
- Я не мог понять, что он говорил.
- Вы можете пользоваться словарем во время теста.
- Он не умеет готовить, но хочет научиться.
⚠️ Типичные ошибки русскоговорящих и как их избежать
-
Использование to после can
- Ошибка: "I can to speak English."
- Правильно: "I can speak English."
- Совет: Запомните, что после модальных глаголов (can, could, must, should и т.д.) всегда используется базовая форма глагола без to.
-
Добавление окончания -s к глаголу после can/could
- Ошибка: "She can speaks French."
- Правильно: "She can speak French."
- Совет: После модальных глаголов основной глагол всегда используется в базовой форме без изменений.
-
Неправильное использование can вместо be able to для будущего времени
- Ошибка: "I can speak Chinese next year."
- Правильно: "I will be able to speak Chinese next year."
- Совет: Для выражения способности в будущем используйте конструкцию will be able to.
-
Неправильный порядок слов в вопросах
- Ошибка: "You can help me?"
- Правильно: "Can you help me?"
- Совет: В вопросах модальный глагол всегда ставится в начале предложения перед подлежащим.
-
Использование do/does с can в вопросах и отрицаниях
- Ошибка: "Do you can swim?" или "She doesn't can drive."
- Правильно: "Can you swim?" и "She can't drive."
- Совет: Модальные глаголы не требуют вспомогательных глаголов do/does для образования вопросов и отрицаний.
-
Путаница между could и was/were able to
- Ошибка: Использование could для описания успешно завершенных конкретных действий в прошлом.
- Правильно: Для описания успешно выполненного конкретного действия в прошлом лучше использовать was/were able to.
- Пример:
- "Despite the difficulty, he was able to solve the problem." (Несмотря на сложность, ему удалось решить проблему.)
- "When I was younger, I could solve such problems easily." (Когда я был моложе, я мог легко решать такие проблемы. — общая способность в прошлом)
-
Неправильное произношение can't
- Ошибка: Произношение can't похоже на can
- Правильно: В американском английском can't [kænt] произносится с четким [t] в конце, что отличает его от can [kæn].
- Совет: Обратите внимание на произношение конечного [t] в can't.
📚 Итоговая таблица
Формы глагола can и его использование
Время | Утвердительная форма | Отрицательная форма | Вопросительная форма | Краткие ответы |
---|---|---|---|---|
Present | I/You/He/She/It/We/They can swim. | I/You/He/She/It/We/They cannot/can't swim. | Can I/you/he/she/it/we/they swim? | Yes, I/you/he/she/it/we/they can.<br>No, I/you/he/she/it/we/they can't. |
Past | I/You/He/She/It/We/They could swim. | I/You/He/She/It/We/They could not/couldn't swim. | Could I/you/he/she/it/we/they swim? | Yes, I/you/he/she/it/we/they could.<br>No, I/you/he/she/it/we/they couldn't. |
Future | I/You/He/She/It/We/They will be able to swim. | I/You/He/She/It/We/They won't be able to swim. | Will I/you/he/she/it/we/they be able to swim? | Yes, I/you/he/she/it/we/they will.<br>No, I/you/he/she/it/we/they won't. |
Основные функции can/could
Функция | Пример | Примечания |
---|---|---|
Способность/умение | I can speak English.<br>She could dance when she was younger. | Для выражения того, что кто-то умеет делать. |
Возможность | You can see the mountains from here.<br>The weather can change quickly. | Для выражения того, что что-то возможно. |
Разрешение | You can use my computer.<br>Students can't use phones during exams. | Для выражения разрешения или запрета. |
Просьба | Can you help me?<br>Could you open the window? | Could звучит более вежливо, чем can. |
Предложение | I can help you with your homework.<br>We can give you a ride. | Для предложения своей помощи. |
Сравнение can, could и be able to
Форма | Использование | Пример |
---|---|---|
can | Настоящее время: способности, возможности, разрешения, просьбы | I can swim. (Я умею плавать.) |
could | Прошедшее время: общие способности<br>Настоящее время: вежливые просьбы, гипотетические возможности | I could swim when I was younger. (Я умел плавать, когда был моложе.)<br>Could you help me? (Не могли бы вы мне помочь?) |
was/were able to | Прошедшее время: успешно выполненное конкретное действие | Despite the storm, we were able to reach the shore. (Несмотря на шторм, мы смогли достичь берега.) |
will be able to | Будущее время: способности и возможности | Next year, I will be able to speak Chinese. (В следующем году я смогу говорить по-китайски.) |
📝 Домашнее задание
Задание 1: Напишите о своих способностях и умениях
Напишите 10-12 предложений о том, что вы умеете и не умеете делать, используя can и can't. Включите информацию о языках, которыми вы владеете, ваших хобби, спортивных навыках и других умениях.
Пример:
- I can speak English and a little Spanish.
- I can play the guitar, but I can't play the piano.
- I can cook simple meals, but I can't bake cakes.
Задание 2: Сравните свои способности в прошлом и настоящем
Напишите 8-10 предложений, сравнивая свои способности и умения в детстве и сейчас, используя can и could.
Пример:
- I couldn't swim when I was 5, but now I can swim very well.
- I could climb trees easily when I was a child, but now I can't.
- I couldn't speak English when I was in elementary school, but now I can.
Задание 3: Напишите диалог с просьбами и разрешениями
Составьте диалог между двумя людьми, используя can и could для выражения просьб и разрешений. Минимум 12 реплик.
Пример:
- A: Can I borrow your pen?
- B: Yes, you can. It's in my bag.
- A: Could you help me find it?
- B: Of course I can. Here it is.
Задание 4: Переведите на английский язык
Переведите следующий текст на английский язык, используя can, could и will be able to:
"Я умею говорить по-английски и немного по-французски. Когда я был маленьким, я не умел плавать, но сейчас я могу проплыть несколько километров. Моя сестра может играть на пианино очень хорошо. Она могла играть простые мелодии, когда ей было всего 5 лет. В следующем году она сможет поступить в музыкальную школу. Не могли бы вы помочь мне с этим упражнением? Я не могу понять, как его делать. Студенты могут пользоваться словарями во время теста, но они не могут пользоваться телефонами. Вы можете задавать вопросы во время лекции, но вы не можете разговаривать с другими студентами."
Задание 5: Исправьте ошибки в использовании can
В следующих предложениях есть ошибки, связанные с использованием модального глагола can. Найдите и исправьте их.
- I can to speak three languages.
- She cans play the piano very well.
- Can you to help me with this exercise?
- My brother not can drive a car.
- They can swimming very fast.
- Do you can solve this problem?
- He could to read when he was four.
- I can will speak Chinese next year.
- She doesn't can understand this rule.
- We could solving that problem yesterday.
🔄 Анонс следующего урока
В следующем уроке мы будем изучать модальный глагол must и его эквиваленты, которые используются для выражения необходимости, обязательств и запретов. Вы узнаете, как образовывать утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с must, have to, need to и should, а также когда и как использовать каждый из этих глаголов в зависимости от контекста. Эта тема логически продолжает наше изучение модальных глаголов и поможет вам расширить ваши возможности коммуникации на английском языке.
📝 Ответы к упражнениям
Упражнение 1
- can, can't
- can
- Can, can't
- can
- can
- Can, can
- can't
- can't
- can, can't
- Can, can
Упражнение 2
- She can speak French. → Negative: She can't speak French. → Question: Can she speak French?
- They can help us tomorrow. → Negative: They can't help us tomorrow. → Question: Can they help us tomorrow?
- I can swim very well. → Negative: I can't swim very well. → Question: Can I swim very well?
- You can use my laptop. → Negative: You can't use my laptop. → Question: Can you use my laptop?
- He can play the guitar. → Negative: He can't play the guitar. → Question: Can he play the guitar?
Упражнение 3
- could
- could
- could
- Could
- couldn't
- could
- could
- Could
- could
- could
Упражнение 4
- Could
- can
- Can
- could
- Can
- can
- can
- Can
- can
- Could
Упражнение 5
- I can play the guitar.
- She can't come to the party tomorrow.
- Can you help me with this assignment?
- We couldn't find our hotel last night.
- Can I open the window?
- Could you speak more slowly, please?
- Children can't read at (the age of) three.
- I couldn't understand what he was saying.
- You can use a dictionary during the test.
- He can't cook, but he wants to learn.