Урок 14: Модальный глагол can (возможности и просьбы)

Урок 14: Модальный глагол can (возможности и просьбы)

Добро пожаловать на четырнадцатый урок нашего курса! Сегодня мы познакомимся с одним из самых часто используемых модальных глаголов английского языка — глаголом can. Этот небольшой, но очень важный глагол помогает выражать возможности, способности, разрешения и просьбы.

В предыдущих уроках мы изучили предлоги места и времени, которые помогают нам ориентироваться в пространстве и времени. Теперь мы добавим к нашим знаниям модальный глагол can, который позволит нам говорить о том, что мы умеем делать, что возможно или невозможно, а также вежливо просить о чем-либо.

Понимание и правильное использование глагола can значительно расширит ваши возможности коммуникации на английском языке. Этот глагол настолько универсален, что вы будете использовать его практически в каждом разговоре — от обсуждения ваших навыков и умений до вежливых просьб в повседневных ситуациях.

В русском языке значения модального глагола can передаются словами "мочь", "уметь", "могу ли я" и подобными выражениями. В английском языке все эти значения объединены в одном удобном глаголе с простыми правилами использования.

🎯 Основные концепции

📚 Формы модального глагола can

Глагол can имеет всего две формы в настоящем и прошедшем времени:

Время Утвердительная форма Отрицательная форма Вопросительная форма
Present can cannot / can't Can...?
Past could could not / couldn't Could...?

🔍 Важные особенности:

  • После can/could всегда используется глагол в базовой форме (без to, без окончания -s)
  • Can не изменяется по лицам и числам (одинаковая форма для I, you, he, she, it, we, they)
  • Нет специальных форм для будущего времени (используются конструкции will be able to, might be able to)
  • Отрицательная форма cannot может писаться слитно или раздельно: cannot / can not (реже)
  • Сокращенная форма can't произносится как [kænt] в американском английском

📚 Основные значения can

1. Способность, умение (ability)

Can используется, чтобы говорить о том, что кто-то умеет или способен делать:

  • I can speak English. (Я умею говорить по-английски.)
  • She can play the piano very well. (Она умеет хорошо играть на пианино.)
  • They can't swim. (Они не умеют плавать.)
  • Can you drive a car? (Ты умеешь водить машину?)

Для прошедшего времени используется could:

  • When I was younger, I could run very fast. (Когда я был моложе, я мог бегать очень быстро.)
  • She couldn't read until she was seven. (Она не умела читать, пока ей не исполнилось семь лет.)

2. Возможность (possibility)

Can используется для выражения теоретической возможности:

  • It can be very cold in winter. (Зимой может быть очень холодно.)
  • The weather can change quickly in the mountains. (Погода в горах может быстро меняться.)
  • We can finish this project today. (Мы можем закончить этот проект сегодня.)
  • Can we solve this problem? (Можем ли мы решить эту проблему?)

3. Разрешение (permission)

Can используется для запроса или предоставления разрешения:

  • Can I open the window? (Можно мне открыть окно?)
  • You can use my phone if you need to. (Ты можешь использовать мой телефон, если нужно.)
  • Students can't use phones during the exam. (Студентам нельзя пользоваться телефонами во время экзамена.)
  • Can we leave early today? (Можно нам уйти сегодня пораньше?)

4. Просьбы (requests)

Can используется для вежливых просьб:

  • Can you help me, please? (Не могли бы вы мне помочь, пожалуйста?)
  • Can you pass me the salt? (Не могли бы вы передать мне соль?)
  • Can you close the door? (Не могли бы вы закрыть дверь?)

Could звучит более вежливо и формально:

  • Could you help me with this problem? (Не могли бы вы помочь мне с этой проблемой?)
  • Could you send me the report by email? (Не могли бы вы отправить мне отчет по электронной почте?)

5. Предложения (offers)

Can используется для того, чтобы предложить что-то:

  • I can help you with your homework. (Я могу помочь тебе с домашним заданием.)
  • We can give you a ride to the airport. (Мы можем подвезти тебя до аэропорта.)
  • Can I get you something to drink? (Могу я предложить вам что-нибудь выпить?)

📚 Структура предложений с can

Утвердительные предложения

Subject + can + base form of verb + ...

Примеры:

  • I can speak three languages. (Я могу говорить на трех языках.)
  • She can play the guitar. (Она умеет играть на гитаре.)
  • They can help us tomorrow. (Они могут помочь нам завтра.)

Отрицательные предложения

Subject + cannot/can't + base form of verb + ...

Примеры:

  • I cannot (can't) swim. (Я не умею плавать.)
  • He cannot (can't) come to the party. (Он не может прийти на вечеринку.)
  • We cannot (can't) afford a new car. (Мы не можем позволить себе новую машину.)

Вопросительные предложения

Can + subject + base form of verb + ...?

Примеры:

  • Can you help me? (Ты можешь помочь мне?)
  • Can she speak French? (Она умеет говорить по-французски?)
  • Can they come to dinner? (Они могут прийти на ужин?)

Краткие ответы

Yes, subject + can.
No, subject + cannot/can't.

Примеры:

  • Can you swim? — Yes, I can. / No, I can't.
  • Can he play the piano? — Yes, he can. / No, he can't.
  • Can they help us? — Yes, they can. / No, they can't.

⚠️ Правила и исключения

📚 Особенности использования can

1. Отсутствие to после can

Одна из самых распространенных ошибок — использование частицы "to" после can. Запомните:

❌ I can to speak English.
✅ I can speak English.

2. Использование could для прошедшего времени

Для обозначения способностей или возможностей в прошлом используется could:

  • When I was a child, I could climb trees easily. (Когда я был ребенком, я легко мог лазить по деревьям.)
  • She could speak French when she lived in Paris. (Она могла говорить по-французски, когда жила в Париже.)

3. Будущее время: will be able to

Поскольку у can нет формы будущего времени, для выражения способности в будущем используется конструкция will be able to:

  • I will be able to speak English better after this course. (Я смогу говорить по-английски лучше после этого курса.)
  • She won't be able to attend the meeting tomorrow. (Она не сможет присутствовать на встрече завтра.)

4. Разница между can и could для просьб

Could звучит более вежливо и формально, чем can:

  • Can you help me? (Можешь мне помочь? — повседневная просьба)
  • Could you help me? (Не могли бы вы мне помочь? — более вежливая форма)

5. Can vs. May для разрешения

В формальной речи для запроса разрешения иногда используется may вместо can:

  • Can I use your phone? (Можно воспользоваться твоим телефоном? — менее формально)
  • May I use your phone? (Можно воспользоваться вашим телефоном? — более формально)

В американском английском в повседневной речи can используется чаще, чем may.

6. Особенности произношения can't

В американском английском can't [kænt] звучит похоже на can [kæn], но с более четким [t] на конце. Обратите внимание на различие при прослушивании и говорении.

📚 Can в особых конструкциях

1. Can't help + gerund (не могу не)

Выражение "can't help + gerund" используется, когда вы не можете не делать что-то:

  • I can't help laughing when I see that movie. (Я не могу не смеяться, когда вижу этот фильм.)
  • She can't help worrying about her son. (Она не может не беспокоиться о своем сыне.)

2. Can hardly (едва)

"Can hardly" означает "едва", "с трудом":

  • I can hardly believe it! (Я едва могу в это поверить!)
  • She was so tired, she could hardly stay awake. (Она была так устала, что едва могла не заснуть.)

3. Can't stand (не выносить)

"Can't stand" означает "не выносить", "не терпеть":

  • I can't stand waiting in long lines. (Я не выношу ожидания в длинных очередях.)
  • He can't stand spicy food. (Он не переносит острую пищу.)

🧠 Мнемотехники для запоминания правил

1. "CAN - Capabilities, Authorizations, Needs"

Запомните основные значения can через аббревиатуру CAN:

  • Capabilities (способности): I can swim.
  • Authorizations (разрешения): You can use my car.
  • Needs (просьбы/потребности): Can you help me?

2. "NO TO after CAN"

Представьте знак "стоп" перед словом "to" после "can":

  • CAN 🛑 TO

Это поможет запомнить, что после can никогда не используется to.

3. "From CAN to COULD"

Представьте, что вы перемещаетесь из настоящего (CAN) в прошлое (COULD) на машине времени:

  • Present: I can speak English. (Сейчас)
  • Past: I could speak English when I was a child. (В прошлом)

4. "WILL BE ABLE TO - Будущая Способность"

Для запоминания формы будущего времени:

  • WILL = будущее
  • BE ABLE = быть способным
  • TO = частица, которая всегда нужна после be able

5. "CAN vs. COULD = Casual vs. Courteous"

Для запоминания разницы в вежливости:

  • CAN = Casual (повседневно)
  • COULD = Courteous (вежливо)

👥 Практические диалоги

Диалог 1: Способности и умения

Teacher: What languages can you speak, Maria?
Maria: I can speak English and Spanish fluently. I can also understand some French, but I can't speak it well.
Teacher: That's impressive! Can you read in Spanish too?
Maria: Yes, I can. I can read Spanish books without a dictionary now.
Teacher: When did you learn Spanish?
Maria: I started when I was 12. Before that, I couldn't say a word in Spanish.
Teacher: Can you recommend a good book for beginners in Spanish?
Maria: Yes, I can. There's a great book called "Spanish for Beginners." It really helped me when I started.
Teacher: Thank you! By the way, can you join our language club? We meet every Thursday.
Maria: I'm not sure if I can make it every week, but I can definitely try.
Teacher: Great! Next year, we will be able to offer Italian classes too.
Maria: That sounds interesting! I've always wanted to learn Italian.

Диалог 2: Просьбы и разрешения

Customer: Excuse me, can you help me find this book?
Librarian: Of course, I can. What's the title?
Customer: It's "The Great Gatsby." Can you check if it's available?
Librarian: Yes, I can see that we have two copies. One is on the shelf, and one is currently checked out.
Customer: Great! Can I also borrow some other books by the same author?
Librarian: Yes, you can. You can borrow up to five books at a time.
Customer: Can I keep them for two weeks?
Librarian: Yes, you can. But if you need more time, you can renew them online.
Customer: Could you show me where the science fiction section is?
Librarian: Yes, I can. It's on the second floor. Can you take the stairs, or do you need the elevator?
Customer: I can take the stairs, thanks. One more thing — can I use my phone in the library?
Librarian: I'm sorry, but you can't make calls in the library. You can use it in silent mode for texting.

Диалог 3: Возможности и предложения

Alex: I'm planning a trip to New York next month. Can you recommend any good hotels?
Sarah: Yes, I can. The Grand Hotel is really nice, and it's not too expensive.
Alex: That sounds good. Can you tell me how to get from the airport to the hotel?
Sarah: You can take a taxi, or you can use the subway. The subway can be crowded, but it's much cheaper.
Alex: I think I can manage the subway. By the way, can you speak any other languages? I'm worried about communication in New York.
Sarah: Don't worry, you can get by with just English in New York. Most people there can only speak English.
Alex: That's a relief! Can you join me for the trip? It would be more fun with a friend.
Sarah: I wish I could, but I can't take time off work next month. Maybe we can plan another trip together later.
Alex: No problem. Can I bring you something from New York?
Sarah: You don't have to, but if you can, I'd love some authentic New York cheesecake!
Alex: I can definitely do that. Thanks for your help!

📝 Упражнения

Упражнение 1: Заполните пропуски, используя can или can't

  1. I _____ speak English, but I _____ speak Chinese.
  2. She _____ play the piano very well.
  3. _____ you swim? No, I _____.
  4. He _____ run very fast. He's an excellent athlete.
  5. We _____ see the mountains from our window.
  6. _____ they help us with this project? Yes, they _____.
  7. My grandmother _____ use a smartphone. She finds it too complicated.
  8. I _____ hear you very well. The connection is bad.
  9. Birds _____ fly, but penguins _____.
  10. _____ you drive a car? Yes, I _____. I got my license last year.

Упражнение 2: Преобразуйте предложения в отрицательные и вопросительные формы

  1. She can speak French. → Negative: _____ → Question: _____
  2. They can help us tomorrow. → Negative: _____ → Question: _____
  3. I can swim very well. → Negative: _____ → Question: _____
  4. You can use my laptop. → Negative: _____ → Question: _____
  5. He can play the guitar. → Negative: _____ → Question: _____

Упражнение 3: Замените can на could там, где нужно говорить о прошлом

  1. I _____ swim when I was five years old.
  2. She _____ speak three languages by the time she was twenty.
  3. We _____ see the stars clearly last night because the sky was clear.
  4. _____ you ride a bike when you were a child?
  5. They _____ help us yesterday because they were busy.
  6. He _____ run a marathon ten years ago, but now he's too old.
  7. I _____ understand the teacher's explanation during yesterday's class.
  8. _____ she play the piano at the concert last week?
  9. We _____ finish the project on time last month.
  10. I _____ not sleep well last night because of the noise.

Упражнение 4: Используйте can/could для различных функций (способность, разрешение, просьба)

  1. _____ you please open the window? (вежливая просьба)
  2. I _____ speak three languages. (способность)
  3. _____ I use your phone? (запрос разрешения)
  4. She _____ dance very well when she was younger. (способность в прошлом)
  5. _____ you help me with my homework, please? (менее формальная просьба)
  6. Students _____ use calculators during the test. (разрешение)
  7. I _____ not understand this sentence. (невозможность)
  8. _____ we leave early today? (запрос разрешения)
  9. He _____ run a marathon in under 3 hours. (способность)
  10. _____ you pass me the salt, please? (просьба)

Упражнение 5: Переведите предложения на английский язык, используя can/could

  1. Я умею играть на гитаре.
  2. Она не может прийти на вечеринку завтра.
  3. Ты можешь помочь мне с этим заданием?
  4. Мы не могли найти наш отель вчера вечером.
  5. Можно мне открыть окно?
  6. Не могли бы вы говорить помедленнее, пожалуйста?
  7. Дети не умеют читать в три года.
  8. Я не мог понять, что он говорил.
  9. Вы можете пользоваться словарем во время теста.
  10. Он не умеет готовить, но хочет научиться.

⚠️ Типичные ошибки русскоговорящих и как их избежать

  1. Использование to после can

    • Ошибка: "I can to speak English."
    • Правильно: "I can speak English."
    • Совет: Запомните, что после модальных глаголов (can, could, must, should и т.д.) всегда используется базовая форма глагола без to.
  2. Добавление окончания -s к глаголу после can/could

    • Ошибка: "She can speaks French."
    • Правильно: "She can speak French."
    • Совет: После модальных глаголов основной глагол всегда используется в базовой форме без изменений.
  3. Неправильное использование can вместо be able to для будущего времени

    • Ошибка: "I can speak Chinese next year."
    • Правильно: "I will be able to speak Chinese next year."
    • Совет: Для выражения способности в будущем используйте конструкцию will be able to.
  4. Неправильный порядок слов в вопросах

    • Ошибка: "You can help me?"
    • Правильно: "Can you help me?"
    • Совет: В вопросах модальный глагол всегда ставится в начале предложения перед подлежащим.
  5. Использование do/does с can в вопросах и отрицаниях

    • Ошибка: "Do you can swim?" или "She doesn't can drive."
    • Правильно: "Can you swim?" и "She can't drive."
    • Совет: Модальные глаголы не требуют вспомогательных глаголов do/does для образования вопросов и отрицаний.
  6. Путаница между could и was/were able to

    • Ошибка: Использование could для описания успешно завершенных конкретных действий в прошлом.
    • Правильно: Для описания успешно выполненного конкретного действия в прошлом лучше использовать was/were able to.
    • Пример:
      • "Despite the difficulty, he was able to solve the problem." (Несмотря на сложность, ему удалось решить проблему.)
      • "When I was younger, I could solve such problems easily." (Когда я был моложе, я мог легко решать такие проблемы. — общая способность в прошлом)
  7. Неправильное произношение can't

    • Ошибка: Произношение can't похоже на can
    • Правильно: В американском английском can't [kænt] произносится с четким [t] в конце, что отличает его от can [kæn].
    • Совет: Обратите внимание на произношение конечного [t] в can't.

📚 Итоговая таблица

Формы глагола can и его использование

Время Утвердительная форма Отрицательная форма Вопросительная форма Краткие ответы
Present I/You/He/She/It/We/They can swim. I/You/He/She/It/We/They cannot/can't swim. Can I/you/he/she/it/we/they swim? Yes, I/you/he/she/it/we/they can.<br>No, I/you/he/she/it/we/they can't.
Past I/You/He/She/It/We/They could swim. I/You/He/She/It/We/They could not/couldn't swim. Could I/you/he/she/it/we/they swim? Yes, I/you/he/she/it/we/they could.<br>No, I/you/he/she/it/we/they couldn't.
Future I/You/He/She/It/We/They will be able to swim. I/You/He/She/It/We/They won't be able to swim. Will I/you/he/she/it/we/they be able to swim? Yes, I/you/he/she/it/we/they will.<br>No, I/you/he/she/it/we/they won't.

Основные функции can/could

Функция Пример Примечания
Способность/умение I can speak English.<br>She could dance when she was younger. Для выражения того, что кто-то умеет делать.
Возможность You can see the mountains from here.<br>The weather can change quickly. Для выражения того, что что-то возможно.
Разрешение You can use my computer.<br>Students can't use phones during exams. Для выражения разрешения или запрета.
Просьба Can you help me?<br>Could you open the window? Could звучит более вежливо, чем can.
Предложение I can help you with your homework.<br>We can give you a ride. Для предложения своей помощи.

Сравнение can, could и be able to

Форма Использование Пример
can Настоящее время: способности, возможности, разрешения, просьбы I can swim. (Я умею плавать.)
could Прошедшее время: общие способности<br>Настоящее время: вежливые просьбы, гипотетические возможности I could swim when I was younger. (Я умел плавать, когда был моложе.)<br>Could you help me? (Не могли бы вы мне помочь?)
was/were able to Прошедшее время: успешно выполненное конкретное действие Despite the storm, we were able to reach the shore. (Несмотря на шторм, мы смогли достичь берега.)
will be able to Будущее время: способности и возможности Next year, I will be able to speak Chinese. (В следующем году я смогу говорить по-китайски.)

📝 Домашнее задание

Задание 1: Напишите о своих способностях и умениях

Напишите 10-12 предложений о том, что вы умеете и не умеете делать, используя can и can't. Включите информацию о языках, которыми вы владеете, ваших хобби, спортивных навыках и других умениях.

Пример:

  • I can speak English and a little Spanish.
  • I can play the guitar, but I can't play the piano.
  • I can cook simple meals, but I can't bake cakes.

Задание 2: Сравните свои способности в прошлом и настоящем

Напишите 8-10 предложений, сравнивая свои способности и умения в детстве и сейчас, используя can и could.

Пример:

  • I couldn't swim when I was 5, but now I can swim very well.
  • I could climb trees easily when I was a child, but now I can't.
  • I couldn't speak English when I was in elementary school, but now I can.

Задание 3: Напишите диалог с просьбами и разрешениями

Составьте диалог между двумя людьми, используя can и could для выражения просьб и разрешений. Минимум 12 реплик.

Пример:

  • A: Can I borrow your pen?
  • B: Yes, you can. It's in my bag.
  • A: Could you help me find it?
  • B: Of course I can. Here it is.

Задание 4: Переведите на английский язык

Переведите следующий текст на английский язык, используя can, could и will be able to:

"Я умею говорить по-английски и немного по-французски. Когда я был маленьким, я не умел плавать, но сейчас я могу проплыть несколько километров. Моя сестра может играть на пианино очень хорошо. Она могла играть простые мелодии, когда ей было всего 5 лет. В следующем году она сможет поступить в музыкальную школу. Не могли бы вы помочь мне с этим упражнением? Я не могу понять, как его делать. Студенты могут пользоваться словарями во время теста, но они не могут пользоваться телефонами. Вы можете задавать вопросы во время лекции, но вы не можете разговаривать с другими студентами."

Задание 5: Исправьте ошибки в использовании can

В следующих предложениях есть ошибки, связанные с использованием модального глагола can. Найдите и исправьте их.

  1. I can to speak three languages.
  2. She cans play the piano very well.
  3. Can you to help me with this exercise?
  4. My brother not can drive a car.
  5. They can swimming very fast.
  6. Do you can solve this problem?
  7. He could to read when he was four.
  8. I can will speak Chinese next year.
  9. She doesn't can understand this rule.
  10. We could solving that problem yesterday.

🔄 Анонс следующего урока

В следующем уроке мы будем изучать модальный глагол must и его эквиваленты, которые используются для выражения необходимости, обязательств и запретов. Вы узнаете, как образовывать утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с must, have to, need to и should, а также когда и как использовать каждый из этих глаголов в зависимости от контекста. Эта тема логически продолжает наше изучение модальных глаголов и поможет вам расширить ваши возможности коммуникации на английском языке.

📝 Ответы к упражнениям

Упражнение 1

  1. can, can't
  2. can
  3. Can, can't
  4. can
  5. can
  6. Can, can
  7. can't
  8. can't
  9. can, can't
  10. Can, can

Упражнение 2

  1. She can speak French. → Negative: She can't speak French. → Question: Can she speak French?
  2. They can help us tomorrow. → Negative: They can't help us tomorrow. → Question: Can they help us tomorrow?
  3. I can swim very well. → Negative: I can't swim very well. → Question: Can I swim very well?
  4. You can use my laptop. → Negative: You can't use my laptop. → Question: Can you use my laptop?
  5. He can play the guitar. → Negative: He can't play the guitar. → Question: Can he play the guitar?

Упражнение 3

  1. could
  2. could
  3. could
  4. Could
  5. couldn't
  6. could
  7. could
  8. Could
  9. could
  10. could

Упражнение 4

  1. Could
  2. can
  3. Can
  4. could
  5. Can
  6. can
  7. can
  8. Can
  9. can
  10. Could

Упражнение 5

 

  1. I can play the guitar.
  2. She can't come to the party tomorrow.
  3. Can you help me with this assignment?
  4. We couldn't find our hotel last night.
  5. Can I open the window?
  6. Could you speak more slowly, please?
  7. Children can't read at (the age of) three.
  8. I couldn't understand what he was saying.
  9. You can use a dictionary during the test.
  10. He can't cook, but he wants to learn.