В предыдущем уроке мы изучили идиомы и устойчивые выражения, которые делают нашу речь более красочной и естественной. Сегодня мы обратимся к одному из самых эффективных способов расширения словарного запаса — словообразованию с помощью префиксов и суффиксов.
Знание основных префиксов и суффиксов — это настоящий "ключ" к быстрому пополнению вашего лексикона. Вместо того чтобы запоминать каждое новое слово как отдельную единицу, вы сможете узнавать корни слов и присоединяемые к ним элементы. Это позволит вам не только понимать значения незнакомых слов, но и самостоятельно образовывать новые.
В английском языке, особенно в его американском варианте, словообразование играет огромную роль. Многие слова, которые могут показаться сложными, на самом деле состоят из простых компонентов. Научившись их распознавать, вы значительно облегчите себе изучение языка.
🎯 Основные концепции
📚 Что такое словообразование?
Словообразование — это процесс создания новых слов от уже существующих с помощью различных аффиксов (префиксов и суффиксов) и других способов.
🔍 Основные понятия:
- Корень — основная часть слова, несущая его основное лексическое значение (например, "help" в словах "helpful", "helpless", "helper").
- Префикс — часть слова, стоящая перед корнем и изменяющая его значение (например, "un-" в слове "unhappy").
- Суффикс — часть слова, стоящая после корня и обычно меняющая часть речи или добавляющая оттенок значения (например, "-ful" в слове "helpful").
📚 Основные префиксы и их значения
Отрицательные префиксы:
-
un- (не-, противоположность):
- unhappy (несчастный)
- unfair (несправедливый)
- unable (неспособный)
-
dis- (не-, противоположность, отсутствие):
- disagree (не соглашаться)
- disappear (исчезать)
- disconnect (отключать)
-
in-/im-/il-/ir- (не-, противоположность):
- invisible (невидимый)
- impossible (невозможный)
- illegal (нелегальный)
- irregular (нерегулярный)
-
non- (не-, отсутствие):
- nonstop (безостановочный)
- nonsense (ерунда)
- nonprofit (некоммерческий)
Префиксы со значением времени, места и порядка:
-
pre- (до, перед):
- preview (предварительный просмотр)
- preorder (предзаказ)
- prehistoric (доисторический)
-
post- (после):
- postgraduate (аспирант)
- postwar (послевоенный)
- postpone (откладывать)
-
ex- (бывший, из):
- ex-husband (бывший муж)
- extract (извлекать)
- exit (выход)
-
inter- (между, взаимно):
- international (международный)
- interact (взаимодействовать)
- interstate (межштатный)
-
sub- (под, ниже):
- subway (метро)
- submarine (подводная лодка)
- subscribe (подписываться)
-
super- (над, сверх):
- superhero (супергерой)
- superpower (сверхдержава)
- supernatural (сверхъестественный)
-
re- (повторно, снова):
- rewrite (переписать)
- return (возвращаться)
- reload (перезагрузить)
Префиксы со значением количества и размера:
-
mini- (маленький):
- minivan (минивэн)
- minibar (мини-бар)
-
micro- (очень маленький):
- microscope (микроскоп)
- microwave (микроволновка)
-
multi- (много):
- multicolor (многоцветный)
- multilingual (многоязычный)
- multimedia (мультимедиа)
-
over- (слишком много, чрезмерно):
- overwork (переработать)
- overeat (переесть)
- overpriced (завышенная цена)
-
under- (недостаточно, ниже):
- underestimate (недооценивать)
- underground (подземный)
- underweight (недостаточный вес)
📚 Основные суффиксы и их значения
Суффиксы существительных:
-
-er/-or (человек или устройство, выполняющее действие):
- teacher (учитель)
- actor (актер)
- blender (блендер)
-
-ist (человек, занимающийся определенной деятельностью):
- artist (художник)
- scientist (ученый)
- pianist (пианист)
-
-tion/-sion (процесс или результат действия):
- information (информация)
- discussion (обсуждение)
- attention (внимание)
-
-ment (состояние, результат):
- development (развитие)
- government (правительство)
- environment (окружающая среда)
-
-ness (качество, состояние):
- happiness (счастье)
- kindness (доброта)
- sadness (грусть)
Суффиксы прилагательных:
-
-able/-ible (возможность, способность):
- comfortable (удобный)
- readable (читабельный)
- visible (видимый)
-
-ful (полный, обладающий качеством):
- helpful (полезный)
- beautiful (красивый)
- careful (осторожный)
-
-less (без, отсутствие качества):
- helpless (беспомощный)
- careless (неосторожный)
- homeless (бездомный)
-
-ous (обладающий качеством, полный):
- dangerous (опасный)
- famous (знаменитый)
- curious (любопытный)
-
-ive (имеющий качество, склонный к):
- active (активный)
- creative (творческий)
- attractive (привлекательный)
-
-al (относящийся к):
- national (национальный)
- musical (музыкальный)
- natural (естественный)
Суффиксы глаголов:
-
-ize/-ise (делать, превращать):
- organize (организовывать)
- modernize (модернизировать)
- apologize (извиняться)
-
-en (делать, становиться):
- strengthen (укреплять)
- widen (расширять)
- darken (затемнять)
Суффиксы наречий:
- -ly (образует наречия от прилагательных):
- quickly (быстро)
- happily (счастливо)
- completely (полностью)
📚 Правила и исключения
Правило 1: Изменение правописания при добавлении суффиксов
При добавлении некоторых суффиксов происходят изменения в правописании основы:
- Удвоение конечной согласной: run + -ing = running
- Удаление конечной -e: write + -ing = writing
- Замена конечной -y на -i: happy + -ness = happiness
Правило 2: Сочетаемость префиксов и суффиксов
Не все префиксы и суффиксы могут присоединяться к любым словам. Есть ограничения по сочетаемости:
- Префикс "in-" часто используется с прилагательными: invisible, inactive
- Суффикс "-ize" чаще добавляется к существительным: modernize, computerize
Правило 3: Различия между американским и британским английским
В американском и британском вариантах есть некоторые различия в использовании суффиксов:
- Суффикс "-ize" чаще используется в американском, в то время как в британском предпочтителен вариант "-ise": organize (амер.) vs organise (брит.)
- Суффикс "-er" в некоторых словах в американском vs "-re" в британском: center (амер.) vs centre (брит.)
Правило 4: Ударение при добавлении суффиксов
Некоторые суффиксы могут влиять на ударение в слове:
- 'photo → pho'tography
- 'economy → eco'nomic
🧠 Мнемотехники для запоминания
1. Ассоциации со значением
Связывайте префиксы и суффиксы с их значениями через ассоциации:
- un- = "отмена" (подумайте о том, как нажимаете кнопку "undo" чтобы отменить действие)
- -er = "тот, кто делает" (подумайте о работнике — worker)
2. Создание "семей слов"
Группируйте слова с одинаковым корнем и разными аффиксами:
Корень "help":
- help (помогать) - основа
- helper (помощник) - тот, кто помогает
- helpful (полезный) - полный помощи
- helpless (беспомощный) - без помощи
- unhelpful (бесполезный) - не полезный
3. Таблицы преобразования частей речи
Используйте таблицы для отслеживания, как аффиксы меняют части речи:
Глагол | Существительное | Прилагательное | Наречие |
---|---|---|---|
act | actor, action | active | actively |
create | creator, creation | creative | creatively |
care | care | careful, careless | carefully, carelessly |
4. Цветовое кодирование
При записи новых слов используйте разные цвета для префиксов, корней и суффиксов, чтобы лучше визуализировать структуру слова:
- unhelpful (префикс + корень + суффикс)
⚠️ Типичные ошибки русскоговорящих
-
Неправильный выбор отрицательного префикса
- ❌ Undisagree (вместо disagree)
- ✅ Disagree
-
Пропуск изменений в написании при добавлении суффиксов
- ❌ Happyness (вместо happiness)
- ✅ Happiness
-
Неправильные комбинации префиксов и суффиксов
- ❌ Unbadly (неестественная комбинация)
- ✅ Poorly (правильное слово для выражения этого значения)
-
Создание несуществующих слов
- ❌ Unsleep (вместо "not sleep" или "stay awake")
- ✅ Stay awake
-
Использование неправильной части речи
- ❌ I need to independence (independence — существительное)
- ✅ I need to be independent (independent — прилагательное)
👥 Практические диалоги
Диалог 1: Обсуждение карьеры
Mike: I'm thinking about my career options. I'm really interested in international business.
Sarah: That's great! Have you considered getting a postgraduate degree? It might be helpful.
Mike: I'm undecided. A master's would be valuable, but the cost seems unreasonable.
Sarah: True, education can be overpriced. But it's an investment in yourself.
Mike: I'm also worried about the workload. I'm already feeling overworked at my job.
Sarah: Maybe you could do it part-time? Many programs are flexible now.
Mike: That's thoughtful advice. I should reconsider my options and not underestimate myself.
Sarah: Exactly! Don't be discouraged. With your determination, I'm sure you'll be successful.
Mike: Thanks for being so supportive! I'll do some research and make a meaningful decision.
Диалог 2: Планирование путешествия
Tom: I'm so excited about our trip! Have you done the pre-booking for the hotels?
Amy: Yes, I've made all the reservations. I was careful to choose affordable options.
Tom: That's wonderful! What about transportation? Should we rent a car?
Amy: I think public transport might be more convenient. Driving in a foreign country can be stressful.
Tom: Good point. I'm a bit nervous about getting lost in an unfamiliar city.
Amy: Don't worry. I've downloaded some helpful apps. They work offline, so we won't be helpless.
Tom: You're always so thoughtful and organized! This trip will be unforgettable.
Amy: I hope so! I'm really looking forward to some relaxation and enjoyment.
Tom: Me too. After all this overtime at work, I feel exhausted.
Amy: This getaway will be the perfect refreshment for both of us!
Диалог 3: Обсуждение нового проекта
Manager: We need to reorganize our approach to this project. The current plan seems ineffective.
Employee: I agree. We should be more proactive. Perhaps we've been underestimating the complexity of the task.
Manager: Yes, and we need to be more innovative. Our competitors are always coming up with creative solutions.
Employee: What if we subdivide the work into smaller teams? That might make it more manageable.
Manager: That's a thoughtful suggestion. We could also reassign some responsibilities.
Employee: And we should improve our communication. Sometimes information gets misinterpreted.
Manager: Absolutely. Miscommunication leads to unnecessary delays. Let's set up weekly meetings.
Employee: Good idea. With better coordination, we'll be more productive.
Manager: I appreciate your input. Your dedication to this project is impressive.
Employee: Thanks. I'm committed to making this a successful launch.
📚 Итоговая таблица образования разных частей речи
Корень | Существительное | Глагол | Прилагательное | Наречие |
---|---|---|---|---|
act | act, action, actor | act | active, inactive | actively |
help | help, helper | help | helpful, unhelpful, helpless | helpfully |
success | success | succeed | successful, unsuccessful | successfully |
care | care, carelessness | care | careful, careless | carefully, carelessly |
danger | danger | endanger | dangerous | dangerously |
beauty | beauty | beautify | beautiful | beautifully |
friend | friend, friendship | befriend | friendly, unfriendly | in a friendly way |
doubt | doubt | doubt | doubtful, undoubted | doubtfully |
agree | agreement | agree, disagree | agreeable | agreeably |
end | end, ending | end | endless | endlessly |
know | knowledge | know | knowledgeable, unknown | knowledgeably |
use | use, usage, user | use, reuse | useful, useless, usable | usefully |
appear | appearance | appear, disappear | apparent | apparently |
comfort | comfort | comfort | comfortable, uncomfortable | comfortably |
create | creation, creator | create, recreate | creative | creatively |
decide | decision | decide | decisive, indecisive | decisively |
enjoy | enjoyment | enjoy | enjoyable | enjoyably |
excite | excitement | excite | exciting, excited | excitedly |
expect | expectation | expect | expected, unexpected | unexpectedly |
happy | happiness | -- | happy, unhappy | happily, unhappily |
📝 Упражнения
Упражнение 1: Образуйте новые слова, добавив подходящие префиксы
Добавьте подходящий префикс к слову, чтобы оно соответствовало определению:
- _______ possible (невозможный)
- _______ understand (неправильно понять)
- _______ write (переписать)
- _______ national (международный)
- _______ do (отменить действие)
- _______ used (бывший в употреблении)
- _______ healthy (нездоровый)
- _______ legal (незаконный)
- _______ mature (незрелый)
- _______ built (предварительно собранный)
Упражнение 2: Образуйте новые слова, добавив подходящие суффиксы
Добавьте подходящий суффикс к слову, чтобы получить нужную часть речи:
- care + _______ = прилагательное (осторожный)
- friend + _______ = прилагательное (дружелюбный)
- end + _______ = прилагательное (бесконечный)
- beauty + _______ = прилагательное (красивый)
- success + _______ = прилагательное (успешный)
- dark + _______ = глагол (темнеть)
- modern + _______ = глагол (модернизировать)
- child + _______ = существительное (детство)
- teach + _______ = существительное (учитель)
- happy + _______ = наречие (счастливо)
Упражнение 3: Заполните пропуски подходящей формой слова
Используйте слово в скобках, чтобы образовать новое слово, подходящее по смыслу:
- Her _______ to help others is admirable. (willing)
- The new policy was _______ by most employees. (favor)
- There was a _______ in communication that caused the problem. (break)
- The company is looking for _______ solutions to reduce costs. (innovate)
- His _______ of the situation was completely wrong. (understand)
- She spoke _______ about her experience in Japan. (enthusiasm)
- The movie was quite _______, so we left early. (disappoint)
- The _______ of the city center will take three years. (develop)
- Despite his _______, he managed to win the race. (able)
- The instructions were _______ translated from Japanese. (poor)
📝 Домашнее задание
Задание 1: Создание слов с помощью префиксов и суффиксов
Образуйте как можно больше слов, используя следующие корни и любые изученные префиксы и суффиксы. Запишите значение каждого полученного слова:
- help
- read
- appear
- use
- possible
Задание 2: Перевод предложений с русского на английский
Переведите следующие предложения на английский, обращая внимание на слова с префиксами и суффиксами:
- Его поведение было совершенно непредсказуемым.
- Она недооценила сложность задачи.
- Мы должны переписать отчет до завтра.
- Эта книга действительно бесполезна для подготовки к экзамену.
- Он был очень несчастлив в своем предыдущем браке.
- Компания инвестирует в развитие международного бизнеса.
- Мой младший брат очень непослушный.
- Это невозможно сделать за такое короткое время.
- Я чувствую себя некомфортно в многолюдных местах.
- Его отсутствие было совершенно неожиданным.
Задание 3: Найдите и исправьте ошибки
Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:
- She is very beautifull and talented.
- His behavour was unacceptable at the meeting.
- I disagreen with your opinion on this matter.
- The movie was very borring, so we left early.
- He's the most creativest person I know.
- The instructer gave us clear directions.
- She has a lot of happyness in her life.
- The food was unsatisfactoring at the restaurant.
- We should modernizate our approach to teaching.
- His explaning of the situation was unclear.
Задание 4: Образование частей речи
Заполните таблицу, образуя разные части речи от данных корней:
Корень | Существительное | Глагол | Прилагательное | Наречие |
---|---|---|---|---|
love | ||||
strong | ||||
deep | ||||
wide | ||||
warm |
Задание 5: Напишите короткий текст
Напишите короткий текст (150-200 слов) о своем хобби или интересах, используя как можно больше слов с различными префиксами и суффиксами. Подчеркните эти слова в тексте.
📚 Ответы к упражнениям
Упражнение 1:
- impossible
- misunderstand
- rewrite
- international
- undo
- used
- unhealthy
- illegal
- immature
- prebuilt
Упражнение 2:
- careful
- friendly
- endless
- beautiful
- successful
- darken
- modernize
- childhood
- teacher
- happily
Упражнение 3:
- willingness
- favored
- breakdown
- innovative
- understanding
- enthusiastically
- disappointing
- development
- disability
- poorly