Урок 21. Глаголы состояния (like, love, hate, think)

Урок 21. Глаголы состояния (like, love, hate, think)

В предыдущих уроках мы изучили Present Simple и Present Continuous, а также научились различать их. Сегодня мы более детально рассмотрим особую группу глаголов — глаголы состояния (stative verbs). Эти глаголы описывают не действия, а состояния, чувства, отношения и ментальные процессы. Понимание глаголов состояния и правил их использования критически важно для правильного выбора времени в английском языке, особенно когда дело касается форм Continuous (длительных времен). Эти глаголы, такие как like, love, hate, think (в значении "считать"), часто вызывают затруднения у русскоговорящих студентов.

🎯 Основные концепции

📚 Что такое глаголы состояния (stative verbs)?

Глаголы состояния (stative verbs) — это глаголы, которые описывают не действия, а состояния: чувства, мысли, отношения, восприятие, обладание и другие состояния, которые не являются активными процессами. Ключевое отличие от динамических глаголов (dynamic verbs) в том, что глаголы состояния обычно не используются в формах Continuous (продолженных временах).

Давайте сравним:

Динамический глагол (action verb) Глагол состояния (stative verb)
I am eating dinner now. I know the answer. (не "I am knowing")
She is running in the park. She loves chocolate. (не "She is loving")
They are building a house. They own a business. (не "They are owning")

📚 Основные категории глаголов состояния

1. Глаголы восприятия (Perception verbs)

  • see (видеть)
  • hear (слышать)
  • smell (чувствовать запах)
  • taste (иметь вкус)
  • feel (чувствовать осязанием)
  • notice (замечать)
  • recognize (узнавать)
  • sense (ощущать)

Примеры:

  • I see a bird in the tree. (не "I am seeing")
  • This soup tastes delicious. (не "is tasting")
  • Do you hear that noise? (не "Are you hearing")

2. Глаголы чувств и эмоций (Feelings and emotions)

  • like (нравиться)
  • love (любить)
  • hate (ненавидеть)
  • dislike (не нравиться)
  • prefer (предпочитать)
  • care (заботиться)
  • mind (возражать)
  • adore (обожать)
  • despise (презирать)
  • enjoy (получать удовольствие)
  • fear (бояться)
  • appreciate (ценить)

Примеры:

  • I like jazz music. (не "I am liking")
  • She hates spicy food. (не "She is hating")
  • They prefer living in the country. (не "They are preferring")

3. Глаголы умственной деятельности (Mental activity verbs)

  • think (в значении "полагать, считать")
  • know (знать)
  • understand (понимать)
  • believe (верить)
  • forget (забывать)
  • remember (помнить)
  • recognize (узнавать)
  • mean (иметь в виду)
  • suppose (полагать)
  • agree (соглашаться)
  • disagree (не соглашаться)
  • doubt (сомневаться)
  • realize (осознавать)
  • trust (доверять)

Примеры:

  • I think she is right. (не "I am thinking" в этом значении)
  • She knows the answer. (не "She is knowing")
  • We don't understand what you mean. (не "We aren't understanding")

4. Глаголы обладания (Possession verbs)

  • have (иметь)
  • own (владеть)
  • possess (обладать)
  • belong (принадлежать)
  • contain (содержать)
  • include (включать в себя)
  • consist (состоять из)

Примеры:

  • I have a car. (не "I am having" в значении обладания)
  • This book belongs to me. (не "is belonging")
  • The box contains important documents. (не "is containing")

5. Глаголы существования и состояния (Existence and state verbs)

  • be (быть)
  • exist (существовать)
  • appear (казаться)
  • seem (казаться)
  • look (в значении "выглядеть")
  • weigh (весить)
  • cost (стоить)
  • depend (зависеть)
  • matter (иметь значение)
  • deserve (заслуживать)
  • involve (включать в себя)
  • fit (подходить по размеру)

Примеры:

  • She seems tired today. (не "She is seeming")
  • This shirt looks great on you. (не "is looking" в этом значении)
  • The book costs $20. (не "is costing")

📚 Особые случаи и исключения

1. Глаголы, которые могут быть как стативными, так и динамическими

Некоторые глаголы могут использоваться и как глаголы состояния, и как динамические глаголы. В таких случаях их значение меняется в зависимости от использования:

think

  • I think she is nice. (считать, полагать — стативный)
  • I am thinking about the problem. (обдумывать — динамический)

have

  • I have a car. (обладать — стативный)
  • I am having lunch now. (принимать пищу, проводить время — динамический)
  • I am having a hard time with this exercise. (испытывать — динамический)

see

  • I see the building from here. (видеть — стативный)
  • I am seeing the doctor tomorrow. (встречаться с — динамический)
  • I am seeing what you mean now. (понимать — динамический, разговорное)

taste

  • The soup tastes good. (иметь вкус — стативный)
  • The chef is tasting the soup. (пробовать на вкус — динамический)

smell

  • The flowers smell wonderful. (иметь запах — стативный)
  • He is smelling the perfume. (нюхать — динамический)

feel

  • I feel that something is wrong. (чувствовать — стативный)
  • I am feeling better today. (чувствовать себя, самочувствие меняется — динамический)
  • She is feeling the fabric. (ощупывать — динамический)

weigh

  • This box weighs a lot. (весить — стативный)
  • The doctor is weighing the baby. (взвешивать — динамический)

appear

  • He appears to be sick. (кажется — стативный)
  • She is appearing in a new movie. (появляться — динамический)

look

  • You look tired. (выглядеть — стативный)
  • I am looking at the painting. (смотреть — динамический)

2. Употребление некоторых стативных глаголов в Continuous в американском английском

В американском разговорном английском иногда встречается использование некоторых стативных глаголов в форме Continuous, особенно с глаголами чувств и эмоций:

  • I am loving this movie! (вместо "I love this movie!")
  • He is hating every minute of the lecture. (вместо "He hates every minute of the lecture")

Это явление особенно распространено в рекламных слоганах и разговорной речи:

  • "I'm loving it!" (слоган McDonald's)
  • "We're thinking differently." (имеется в виду постоянный образ мышления, а не процесс обдумывания)

Важно понимать, что такое употребление носит разговорный характер и может восприниматься как неграмотное в более формальном контексте или в британском английском. В стандартном английском языке и в академическом контексте лучше придерживаться классических правил.

3. Временные состояния vs. постоянные состояния

Иногда формы Continuous могут использоваться со стативными глаголами, чтобы подчеркнуть временный, а не постоянный характер состояния:

  • He's being rude today. (ведет себя грубо сегодня, временное состояние)
  • You're being silly. (ведешь себя глупо, временное поведение)

Сравните с:

  • He is rude. (он грубый человек, постоянная характеристика)
  • You are silly. (ты глупый, постоянная характеристика)

🔍 Правила и исключения

Основное правило

Глаголы состояния обычно не используются в формах Continuous (Present Continuous, Past Continuous и т.д.).

❌ I am knowing the answer.
✅ I know the answer.

❌ She is loving chocolate.
✅ She loves chocolate.

Особые случаи и исключения

  1. Временные ситуации с "be"

    Глагол "be" может использоваться в Continuous, когда речь идет о временном поведении:

    • He is being careful with the glasses. (он ведет себя осторожно сейчас)
    • They are being quiet because the baby is sleeping. (они ведут себя тихо)
  2. Усиление эмоций в разговорной речи (особенно в американском английском)

    • I am really loving this song! (я действительно наслаждаюсь этой песней прямо сейчас)
    • She is totally hating this class. (ей очень не нравится этот класс в данный момент)
  3. Изменение значения глагола

    • I have a car. (обладание, стативный) — У меня есть машина.

    • I am having fun. (проводить время, динамический) — Я веселюсь.

    • I see your point. (понимать, стативный) — Я понимаю, что ты имеешь в виду.

    • I am seeing a doctor tomorrow. (встречаться, динамический) — Я иду к врачу завтра.

  4. Изменяющиеся состояния

    Некоторые состояния могут меняться со временем, и в таком случае можно использовать Continuous:

    • I am feeling better now. (мое самочувствие улучшается)
    • My opinion is changing as I learn more. (мое мнение меняется)

Сравнение использования в американском и британском английском

В американском английском нормы использования стативных глаголов в Continuous формах менее строгие, чем в британском английском. Американцы чаще используют стативные глаголы в Continuous, особенно в разговорной речи и для добавления эмоциональности:

Американский английский (разговорный):

  • I am loving this party!
  • Are you liking your new job?

Британский английский (стандартный):

  • I love this party!
  • Do you like your new job?

🧠 Мнемотехники для запоминания

"POWER" для основных категорий стативных глаголов

PPerception (восприятие): see, hear, smell, taste, feel OOpinion and belief (мнение и убеждение): think, believe, agree WWant and emotion (желание и эмоции): love, hate, want, need EExistence and state (существование и состояние): be, seem, appear, exist RRelation and possession (отношение и обладание): have, own, belong, contain

Визуальные ассоциации: "Фотография vs. Видео"

Представьте, что стативные глаголы — это фотографии (статичные изображения), а динамические глаголы — это видеозаписи (показывают процесс). Когда вы используете глагол, спросите себя: "Это как фотография или как видео?"

  • "I know her" = фотография (статичное состояние) = стативный глагол
  • "I am talking to her" = видео (процесс) = динамический глагол

"МЕНТАЛ" для глаголов умственной деятельности

ММыслить (think в значении "считать") ЕЕдинение с идеей (believe, agree) ННакопленные знания (know, understand) ТТворческий потенциал (imagine, suppose) ААнализ (realize, recognize) ЛЛогика (doubt, mean, remember)

👥 Практические диалоги

Диалог 1: Разговор о предпочтениях (с глаголами like, love, hate, prefer)

Alex: Hi, Sarah! Do you like the new Italian restaurant downtown?
Sarah: Yes, I actually love it! Their pasta tastes amazing.
Alex: I agree. I prefer their lasagna over any other dish. What about their desserts?
Sarah: I don't care for their tiramisu. It seems too sweet to me.
Alex: Really? I think it's perfect. My girlfriend hates sweet desserts too.
Sarah: I understand. Everyone has different preferences. Oh, I hear they're opening a new branch.
Alex: Yes, I know about that. It belongs to the same family. They own three restaurants now.
Sarah: That sounds great! I hope they maintain the quality.
Alex: Me too. By the way, what do you think of their prices?
Sarah: I believe they're reasonable for the quality you get.

Диалог 2: О текущих событиях (сравнение стативных и динамических глаголов)

Tom: Hey, Lisa! What are you doing right now?
Lisa: I am reading a book about psychology. I find it fascinating.
Tom: That sounds interesting. I know you love psychology. What does the book cover?
Lisa: It deals with how people think and make decisions. I am having a great time learning about it.
Tom: I see. Right now, I am thinking about changing my career. I don't enjoy my current job.
Lisa: I understand how you feel. Are you seeing any career counselors?
Tom: Yes, I am meeting one tomorrow. I hope she can help me. I have many questions.
Lisa: That sounds like a good plan. I wish you luck! Oh, what is that noise? It sounds like rain.
Tom: Yes, it is raining heavily now. I hate this weather. It affects my mood.
Lisa: I actually love rainy days. I am feeling quite cozy right now. But I understand why some people dislike it.

Диалог 3: Исключения и особые случаи

Teacher: Today we are discussing stative verbs. Who knows what they are?
Student: Stative verbs describe states, not actions. They usually don't appear in continuous forms.
Teacher: Excellent! You are being very attentive today. Can you give me some examples?
Student: Verbs like love, hate, know, and believe are stative.
Teacher: Perfect. But sometimes these verbs can appear in continuous forms, especially in American English. For example?
Student: "I am loving this class!" This usage emphasizes the emotion.
Teacher: Yes! Though some people consider it incorrect. I think it's important to understand both perspectives.
Student: I see what you mean. It depends on the context, right?
Teacher: Absolutely. Language evolves constantly. The students are being very engaged today — I appreciate your participation.
Student: Thank you! I am having a great time in your class. It makes grammar much clearer.

📝 Упражнения

Упражнение 1: Определите, какие из следующих глаголов являются глаголами состояния (S), а какие — динамическими (D)

  1. love ___
  2. run ___
  3. know ___
  4. build ___
  5. believe ___
  6. eat ___
  7. have (в значении "обладать") ___
  8. swim ___
  9. understand ___
  10. write ___
  11. seem ___
  12. enjoy ___
  13. cook ___
  14. belong ___
  15. think (в значении "считать") ___

Упражнение 2: Выберите правильную форму глагола

  1. I __________ (know/am knowing) the answer to your question.
  2. She __________ (looks/is looking) tired today.
  3. They __________ (have/are having) lunch at the moment.
  4. He __________ (thinks/is thinking) that you are right.
  5. We __________ (prefer/are preferring) to stay at home tonight.
  6. The soup __________ (tastes/is tasting) delicious.
  7. I __________ (see/am seeing) the doctor tomorrow.
  8. This shirt __________ (fits/is fitting) you perfectly.
  9. She __________ (appears/is appearing) in a new movie next month.
  10. I __________ (don't believe/am not believing) what you're saying.

Упражнение 3: Исправьте ошибки в предложениях, если они есть

  1. I am knowing how to speak Spanish.
  2. She is being very kind today.
  3. This cake is tasting delicious.
  4. They are having three cars.
  5. I am thinking that you should apologize.
  6. We are loving this movie!
  7. He is seeming confused about the directions.
  8. I am seeing what you mean.
  9. The baby is weighing 8 pounds.
  10. They are owning a large house in the suburbs.

⚠️ Типичные ошибки русскоговорящих

  1. Использование Continuous с глаголами состояния

    Неверно: ❌ I am knowing her for five years.
    Верно: ✅ I have known her for five years.

    Причина ошибки: В русском языке нет различия между стативными и динамическими глаголами, и одна форма настоящего времени используется для обоих типов.

  2. Путаница с глаголами, которые могут быть как стативными, так и динамическими

    Неверно: ❌ I am having a car. (когда речь об обладании)
    Верно: ✅ I have a car.

    Но также верно: ✅ I am having a party this weekend.

    Причина ошибки: Сложность в понимании разных значений одного и того же глагола.

  3. Неправильное использование "think"

    Неверно: ❌ I am thinking you are right. (когда имеется в виду мнение)
    Верно: ✅ I think you are right.

    Но также верно: ✅ I am thinking about my vacation. (процесс размышления)

    Причина ошибки: В русском языке глагол "думать" используется одинаково для обоих значений.

  4. Ошибки с глаголом "see" в разных значениях

    Неверно: ❌ I am seeing the mountains from my window. (в значении "видеть")
    Верно: ✅ I see the mountains from my window.

    Но также верно: ✅ I am seeing my dentist tomorrow. (в значении "встречаться")

    Причина ошибки: В русском языке глагол "видеть" не меняет форму в зависимости от значения.

  5. Неправильное использование американских разговорных форм

    Неверно: ❌ I am loving you. (вместо простого "I love you" в нормальном контексте)
    Верно: ✅ I love you.

    Причина ошибки: Чрезмерное обобщение правил разговорного американского английского.

  6. Проблемы с глаголом "have"

    Неверно: ❌ I am having a problem with this. (когда речь о постоянной проблеме)
    Верно: ✅ I have a problem with this.

    Но также верно: ✅ I am having difficulties understanding this. (когда речь о текущих трудностях)

    Причина ошибки: В русском языке глагол "иметь" используется одинаково в обоих случаях.

📚 Итоговая таблица

Категория стативных глаголов Примеры Особые случаи/исключения
Восприятие see, hear, smell, taste, feel Могут использоваться в Continuous, когда меняется значение: "I see you" (вижу) vs. "I'm seeing a doctor" (встречаюсь)
Чувства и эмоции like, love, hate, prefer, enjoy В американском английском иногда используются в Continuous для усиления: "I'm loving this!"
Умственная деятельность know, think, understand, believe, remember "Think" может использоваться в Continuous, когда означает "обдумывать": "I'm thinking about it"
Обладание have, own, possess, belong "Have" в Continuous меняет значение: "I have a car" (обладаю) vs. "I'm having lunch" (принимаю пищу)
Существование и состояние be, exist, seem, appear, look "Be" в Continuous описывает временное поведение: "He is being kind" (ведет себя добро)
Глагол Стативное значение (Simple) Динамическое значение (можно Continuous)
think I think you're right. (считать) I'm thinking about the problem. (обдумывать)
have I have a house. (обладать) I'm having dinner. (принимать пищу)
see I see the mountain. (видеть) I'm seeing a doctor. (встречаться)
taste The food tastes good. (иметь вкус) The chef is tasting the soup. (пробовать)
feel I feel that something is wrong. (чувствовать) I'm feeling better today. (самочувствие меняется)
look You look tired. (выглядеть) I'm looking at the picture. (смотреть)
appear She appears happy. (кажется) She is appearing in a play. (выступать)
be He is smart. (постоянное качество) He is being smart about this. (временное поведение)
weigh The box weighs 5 kg. (весить) The nurse is weighing the baby. (взвешивать)
fit The dress fits perfectly. (подходить) We are fitting a new lock. (устанавливать)

📝 Домашнее задание

Задание 1: Заполните пропуски, выбрав правильную форму глагола

  1. I __________ (know/am knowing) three languages: English, Spanish, and French.
  2. She __________ (tastes/is tasting) the soup to check if it needs more salt.
  3. We __________ (have/are having) a house in the countryside.
  4. They __________ (think/are thinking) about buying a new car.
  5. The perfume __________ (smells/is smelling) wonderful.
  6. I __________ (see/am seeing) my cousins this weekend.
  7. He __________ (is/is being) very quiet today, which is unusual for him.
  8. This book __________ (belongs/is belonging) to my sister.
  9. I __________ (don't understand/am not understanding) this concept.
  10. She __________ (appears/is appearing) on TV tonight.

Задание 2: Переведите предложения с русского на английский

  1. Я знаю ответ на этот вопрос.
  2. Она сейчас думает о своем будущем.
  3. Я не понимаю, что ты имеешь в виду.
  4. Этот торт очень вкусный.
  5. У меня есть новая машина.
  6. Он сейчас ведет себя странно.
  7. Я люблю классическую музыку.
  8. Он обедает в ресторане сейчас.
  9. Я считаю, что ты не прав.
  10. Она выглядит уставшей сегодня.

Задание 3: Определите, в каких предложениях глаголы используются правильно, а в каких есть ошибки. Исправьте ошибки.

  1. I am believing in ghosts.
  2. She is being very helpful today.
  3. This soup is tasting great.
  4. We are having a big house.
  5. I'm thinking that you should apologize.
  6. They are appearing happy.
  7. He knows how to fix computers.
  8. I'm seeing my doctor next week.
  9. She's loving her new job.
  10. The flower is smelling sweet.

Задание 4: Составьте 5 предложений с глаголами, которые могут быть как стативными, так и динамическими, показывая разницу в их использовании

Например:

  • I think she is nice. (стативный)
  • I'm thinking about the problem. (динамический)

Задание 5: Составьте короткий диалог (8-10 реплик) между двумя друзьями

Используйте различные стативные глаголы (минимум 5) и некоторые из них в случаях, когда они могут использоваться в форме Continuous. Обратите внимание на контекст и значение.

📝 Ответы к упражнениям

Упражнение 1

  1. love — S
  2. run — D
  3. know — S
  4. build — D
  5. believe — S
  6. eat — D
  7. have (в значении "обладать") — S
  8. swim — D
  9. understand — S
  10. write — D
  11. seem — S
  12. enjoy — S
  13. cook — D
  14. belong — S
  15. think (в значении "считать") — S

Упражнение 2

  1. know
  2. looks
  3. are having
  4. thinks
  5. prefer
  6. tastes
  7. am seeing
  8. fits
  9. is appearing
  10. don't believe

Упражнение 3

 

  1. I know how to speak Spanish. (Ошибка: "know" — стативный глагол)
  2. She is being very kind today. (Правильно: "be" в значении временного поведения)
  3. This cake tastes delicious. (Ошибка: "taste" в значении "иметь вкус" — стативный)
  4. They have three cars. (Ошибка: "have" в значении обладания — стативный)
  5. I think that you should apologize. (Ошибка: "think" в значении "полагать" — стативный)
  6. We love this movie! (Ошибка в формальном английском, но допустимо в разговорном американском)
  7. He seems confused about the directions. (Ошибка: "seem" — стативный глагол)
  8. I see what you mean. (Ошибка в формальном контексте, но может быть правильно в разговорном американском)
  9. The baby weighs 8 pounds. (Ошибка: "weigh" в значении "весить" — стативный)
  10. They own a large house in the suburbs. (Ошибка: "own" — стативный глагол)