Урок 22 (C1): Грамматические средства когезии: референция, субституция, эллипсис

Урок 22 (C1): Грамматические средства когезии: референция, субституция, эллипсис

В предыдущем уроке мы изучали общие принципы организации дискурса на макро- и микроуровнях. Сегодня мы углубимся в конкретные грамматические механизмы, которые создают текстовую связность. Понимание референции, субституции и эллипсиса критически важно для уровня C1, поскольку именно эти механизмы позволяют создавать элегантные, экономичные и естественно звучащие тексты.

🎯 Цели урока

К концу урока вы сможете:

  • Мастерски использовать все типы референциальных связей
  • Применять различные виды субституции для избежания повторений
  • Эффективно использовать эллиптические конструкции
  • Анализировать когезивные механизмы в сложных текстах
  • Создавать тексты с безупречной грамматической связностью
  • Распознавать и исправлять нарушения когезии

📚 Теоретические основы грамматической когезии

Грамматическая когезия представляет собой систему грамматических средств, которые связывают элементы текста друг с другом, создавая единое смысловое целое. В отличие от лексической когезии, которая основана на семантических связях между словами, грамматическая когезия использует структурные отношения языка.

Классификация грамматических когезивных средств

1. Референция (Reference) Отношения между языковыми элементами и их референтами в тексте или ситуации.

2. Субституция (Substitution) Замена одного языкового элемента другим в пределах текста.

3. Эллипсис (Ellipsis) Опущение языкового элемента, который может быть восстановлен из контекста.

4. Коннекция (Conjunction) Логические связи между частями текста (изучалась в предыдущем уроке).

Функциональная роль когезивных средств

Грамматические средства когезии выполняют несколько важных функций:

Экономичность выражения Избежание избыточных повторений при сохранении ясности.

Тематическая непрерывность Поддержание фокуса на ключевых элементах дискурса.

Стилистическая элегантность Создание плавного, естественного потока речи.

Информационная архитектура Управление распределением данной и новой информации.

🔍 Референциальные отношения

Типы референции по направлению

1. Анафора (Anaphora) Отсылка к ранее упомянутому элементу текста.

Личная анафора: "Dr. Johnson published her research last month. She received widespread recognition for the groundbreaking findings."

Указательная анафора: "The committee proposed three solutions to the budget crisis. These proposals will be discussed at tomorrow's meeting."

Сравнительная анафора: "The new marketing strategy proved highly effective. Such success was unexpected given the market conditions."

2. Катафора (Cataphora) Предвосхищение последующего упоминания.

Личная катафора: "Despite her initial skepticism, Dr. Johnson eventually embraced the new methodology."

Указательная катафора: "This is what concerns me most: the complete lack of transparency in the decision-making process."

Клаузальная катафора: "It became clear that the project would require additional funding."

3. Экзофора (Exophora) Отсылка к элементам ситуации общения, не упомянутым в тексте.

"This weather is perfect for the conference." (погода не упоминалась ранее) "They really need to fix the heating system." (управляющие здания)

Местоименная референция

1. Личные местоимения

Субъектные формы: I, you, he, she, it, we, they Объектные формы: me, you, him, her, it, us, them Притяжательные: my, your, his, her, its, our, their Независимые притяжательные: mine, yours, his, hers, ours, theirs

Особенности американского употребления:

Гендерно-нейтральное "they": "Each student should submit their assignment by Friday." (Предпочитается вместо традиционного his or her)

Коллективные существительные: "The team announced its decision." (американский стандарт) "The team announced their decision." (британский вариант)

2. Указательные местоимения

Проксимальные: this, these Дистальные: that, those

Дискурсивные функции:

Анафорическое "this": "The company reported record profits. This success reflects years of strategic planning."

Катафорическое "this": "Here's what I think: we need to completely restructure our approach."

Резюмирующее "that": "We've discussed budget constraints, timeline pressures, and resource limitations. All of that needs to be factored into our final decision."

Определенные артикли как референциальные средства

Анафорический артикль: "A scientist conducted an experiment. The scientist published the results in Nature."

Ассоциативная анафора: "We visited a small restaurant. The menu was entirely in Italian." (меню ассоциативно связано с рестораном)

Мостиковая референция: "John bought a car yesterday. The engine makes strange noises." (двигатель — часть автомобиля)

Сравнительная референция

Общее сравнение: "The quarterly results exceeded expectations. Similar success was achieved in the European market."

Конкретное сравнение: "Our sales increased by 15% this quarter. The same growth rate was observed in our competitor's reports."

Контрастивное сравнение: "Local sales declined significantly. Different trends emerged in international markets."

🧠 Мнемотехника для референциальных связей: НАПРАВЛЕНИЕ

Назад — Анафора (отсылка к предыдущему) Аголовно — Катафора (предвосхищение последующего)
Правильно — Референция внутри текста Разумно — Артикли создают связи Активно — Взаимодействие элементов Внимательно — Логические отношения Линейно — Единая текстовая ткань Естественно — Непрерывность смысла Непринужденно — Информационная структура Интуитивно — Единство дискурса

🔍 Субституция

Номинальная субституция

1. Субституты "one/ones"

Конкретные субституты: "I prefer the blue car to the red one." "These laptops are expensive; I'll look for cheaper ones."

Эмфатические конструкции: "The challenge we face is not a minor one." "Those are serious allegations, not idle ones."

Ограничения употребления:

  • Не используется с неисчисляемыми существительными
  • Не заменяет собственные имена
  • Не употребляется с некоторыми определенными группами

Неправильно: "I prefer Colombian coffee to Brazilian one." Правильно: "I prefer Colombian coffee to Brazilian." (эллипсис)

2. Субститут "same"

Идентичность: "She chose the blue dress, and I chose the same."

Эквивалентность: "Our approach yielded positive results. I hope yours will do the same."

Вербальная субституция

1. Субститут "do"

Замена лексического глагола: "John studies economics, and Mary does too." "If you can solve this problem, I certainly can't do so."

Эмфатическое "do": "She said she would call, and she did." "They promised to deliver on time, and they did so."

2. Альтернативные субституты

В формальных контекстах: "The committee will review the proposal, as it has done with previous submissions."

В академическом стиле: "The study confirms our hypothesis, as was expected from preliminary data."

Клаузальная субституция

1. Субститут "so"

Позитивные клаузы: "Will the project be completed on time?" "I believe so." "The market is recovering." "So it seems."

С глаголами мнения и восприятия: think so, believe so, hope so, expect so, suppose so

2. Субститут "not"

Негативные клаузы: "Is the proposal viable?" "I don't think so." "Will we meet the deadline?" "Probably not."

Альтернативные конструкции: "I hope not." / "I don't hope so." "I suppose not." / "I don't suppose so."

Культурные особенности субституции

Американские предпочтения:

Активное использование "do": Американцы чаще используют вербальную субституцию с "do": "She promised to help, and she did." (американский) "She promised to help, and she has." (британский)

Менее формальные субституты: "Same here." вместо "I feel the same." "Me too." вместо "I do too."

🔍 Эллипсис

Номинальный эллипсис

1. Эллипсис определяемого слова

После прилагательных: "Choose between the red car and the blue [car]." "We need both experienced workers and young [workers]."

После числительных: "I ordered three books but received only two [books]." "Of the ten candidates, five [candidates] were selected."

После определителей: "Your presentation was excellent, but mine [presentation] needs work." "These results are promising; those [results] from last year were disappointing."

2. Эллипсис после предлогов

Пространственные отношения: "The meeting is in Conference Room A, and the reception in [Conference Room] B."

Временные отношения: "The deadline for Phase 1 is March 15th, and for Phase 2 [the deadline is] April 30th."

Вербальный эллипсис

1. Эллипсис вспомогательных глаголов

В координации: "John has finished his report and [has] submitted it to the committee." "She is working on the proposal and [is] making good progress."

В ответах: "Have you completed the analysis?" "Yes, [I have]." "Will you attend the conference?" "[I] probably [will]."

2. Эллипсис основных глаголов

После модальных глаголов: "You should review the document, and I should [review it] too." "She can solve complex problems, better than I can [solve them]."

В сравнительных конструкциях: "John works harder than Mary [works]." "This solution is more effective than that one [is effective]."

Клаузальный эллипсис

1. Эллипсис подчиненных клауз

Условные конструкции: "If [it is] possible, we'll meet tomorrow." "When [you are] ready, please let me know."

Причинно-следственные связи: "[It is] Difficult as it may be, we must proceed." "[It is] Strange though it seems, the strategy worked."

2. Эллипсис в диалоге

Вопросно-ответные последовательности: "Where are you going?" "[I'm going] To the library." "What time is the meeting?" "[The meeting is at] Three o'clock."

Реактивные высказывания: "The presentation was excellent." "[It was] Indeed [excellent]." "We need to hurry." "[We] Absolutely [need to hurry]."

Ограничения эллипсиса

Условия восстанавливаемости: Эллиптированный элемент должен быть однозначно восстановим из контекста.

Неправильно: "John likes apples, and Mary [likes] pears." (двусмысленность: любит ли Мэри яблоки или груши?)

Правильно: "John likes apples, and Mary likes pears."

Синтаксические ограничения: Эллипсис не может нарушать базовые синтаксические принципы.

Неправильно: "John [reads] books and Mary magazines." Правильно: "John reads books and Mary [reads] magazines."

🔍 Взаимодействие когезивных механизмов

Комбинированное использование

Референция + Эллипсис: "The first proposal was comprehensive, but this one [proposal] [is] more concise."

Субституция + Референция: "Our strategy succeeded where others failed. Such success requires careful planning, and that [planning] we certainly did."

Многоуровневая когезия: "The committee reviewed three proposals. The first [proposal] was rejected, the second [proposal] was too expensive, and the third [proposal] they approved."

Текстовая экономия

Избежание избыточности:

Неэкономично: "The research team conducted extensive research. The research findings from this research project revealed significant insights. These research insights will influence future research directions."

Экономично: "The research team conducted extensive investigation. Their findings revealed significant insights that will influence future directions."

Стилистические эффекты

Создание ритма: Эллипсис может создавать особый ритм в тексте: "First [we need to analyze] the data, then [we need to] interpret [the data], finally [we need to] present [the data]."

Эмфаза через неполноту: "Will we succeed? [We] Absolutely [will succeed]."

⚠️ Типичные ошибки в когезии

1. Неясная референция

Ошибка: "John told Mark that he should reconsider his decision." (неясно, кто должен пересмотреть чье решение)

Исправление: "John told Mark that Mark should reconsider Mark's decision." или "John advised Mark to reconsider the decision."

2. Нарушение согласования

Ошибка: "Each student must submit their assignment, and they must do so on time." (смешение единственного и множественного числа)

Исправление: "All students must submit their assignments, and they must do so on time."

3. Избыточная субституция

Ошибка: "I prefer this book to that one because this one is more interesting than that one is."

Исправление: "I prefer this book to that one because it's more interesting."

4. Неправомерный эллипсис

Ошибка: "John studies harder than Mary." (при разных объектах изучения)

Исправление: "John studies harder than Mary does."

👥 Практические диалоги

Диалог 1: Академическое обсуждение с сложной когезией

Dr. Martinez: The findings from our longitudinal study are quite remarkable. They suggest a correlation between early intervention and long-term outcomes that we hadn't anticipated.

Dr. Chen: Those results are indeed surprising. How do they compare to the ones from the Peterson study?

Dr. Martinez: Peterson's research focused on a different demographic, so direct comparison is challenging. However, his findings showed similar patterns, though less pronounced ones.

Dr. Chen: That's encouraging. Did he use the same methodology we did?

Dr. Martinez: Not exactly. His approach was more quantitative, while ours emphasized qualitative analysis. But both studies employed longitudinal design, which strengthens the overall evidence.

Dr. Chen: So our work complements his rather than contradicting it?

Dr. Martinez: Precisely. Together, they provide a more complete picture than either could alone. This convergence is what makes the findings so compelling.

Dr. Chen: Should we reach out to Peterson about a collaborative paper?

Dr. Martinez: I think we should. Such collaboration would benefit both research teams, and it would strengthen our collective impact in the field.

Диалог 2: Деловая презентация с эффективной когезией

Presenter: Our Q3 performance exceeded expectations in two key areas. First, customer acquisition increased by 25%. Second, retention rates improved significantly.

Executive: Those are impressive numbers. How do they compare to our competitors'?

Presenter: Our growth outpaced theirs by nearly 10%. This advantage stems from our innovative marketing strategy, something they haven't matched.

Executive: What about our operational costs? Did they increase proportionally?

Presenter: They did, but not as much as anticipated. We managed to achieve economies of scale that our projections hadn't fully accounted for.

Executive: That's excellent news. Can we sustain this momentum into Q4?

Presenter: We believe so. The trends we're seeing suggest continued growth, assuming market conditions remain stable.

Executive: What if they don't? Do we have contingency plans?

Presenter: We do. Our risk assessment identifies three scenarios, and we've developed response strategies for each. These plans ensure we can adapt quickly to changing conditions.

Диалог 3: Неформальная беседа с естественной когезией

Sarah: I've been thinking about our conversation yesterday. You raised some valid points about the project.

Mike: Which ones specifically? We covered a lot of ground.

Sarah: The part about timeline constraints. You're right that we're being overly ambitious.

Mike: I thought so too. But what alternatives do we have? The client expects delivery by month-end.

Sarah: That's the challenge. We can either reduce scope or request an extension. Neither option is ideal, but both are better than delivering substandard work.

Mike: I agree. Which would you prefer?

Sarah: An extension, if possible. Our reputation depends on quality, and that's something we can't compromise.

Mike: Makes sense. Should we approach the client together, or would you prefer to do so alone?

Sarah: Let's do it together. They respect your technical expertise, and that could help our case.

Mike: Sounds good. When should we schedule the meeting?

Sarah: As soon as possible. The sooner we address this, the better our chances of reaching a mutually acceptable solution.

📊 Итоговая схема: Система грамматической когезии

РЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
├── Направление референции
│   ├── Анафора (назад в тексте)
│   ├── Катафора (вперед в тексте)
│   └── Экзофора (вне текста)
├── Типы референтов
│   ├── Личные местоимения
│   ├── Указательные местоимения
│   ├── Сравнительные конструкции
│   └── Определенные артикли
└── Функциональные роли
    ├── Поддержание темы
    ├── Введение новых участников
    └── Создание смысловых связей

СУБСТИТУЦИЯ
├── Номинальная субституция
│   ├── one/ones (конкретные субституты)
│   ├── same (эквивалентность)
│   └── Ограничения употребления
├── Вербальная субституция
│   ├── do/did (основная форма)
│   ├── do so (формальная)
│   └── Альтернативные формы
└── Клаузальная субституция
    ├── so (позитивные клаузы)
    ├── not (негативные клаузы)
    └── Глаголы мнения

ЭЛЛИПСИС
├── Номинальный эллипсис
│   ├── После определителей
│   ├── После прилагательных
│   └── После числительных
├── Вербальный эллипсис
│   ├── Вспомогательные глаголы
│   ├── Основные глаголы
│   └── Модальные конструкции
└── Клаузальный эллипсис
    ├── Подчиненные клаузы
    ├── Диалогические конструкции
    └── Условия восстанавливаемости

📝 Упражнения

Упражнение 1: Анализ референциальных связей (базовый уровень)

Определите тип референции и найдите референт для выделенных элементов:

  1. "The research team published their findings. These results have implications for future studies."
  2. "Dr. Johnson believes it is crucial to address climate change. This opinion is shared by many scientists."
  3. "Although she was nervous, Maria delivered an excellent presentation."
  4. "Here's what I think: we need a completely new approach."

Упражнение 2: Субституция (средний уровень)

Замените повторы подходящими субститутами:

  1. "I prefer the morning sessions to the afternoon sessions."
  2. "John completed his project, and Mary completed her project too."
  3. "Will the proposal be approved?" "I think the proposal will be approved."
  4. "The first strategy failed, but the second strategy succeeded."

Упражнение 3: Эллипсис (продвинутый уровень)

Определите, какие элементы могут быть эллиптированы:

  1. "The conference will be held in New York, and the workshop will be held in Boston."
  2. "Sarah has completed her research, and David has completed his research as well."
  3. "When you are ready, please call me."
  4. "The results were better than we expected the results would be."

Упражнение 4: Комплексный анализ когезии (аналитический уровень)

Проанализируйте все когезивные средства в следующем тексте:

"The committee reviewed the proposal last week. It contained several innovative ideas, but these required additional funding. The members agreed that such innovation was worth the investment. They will announce their decision next Monday, and we expect it to be positive. If [it is] not, we'll need to revise our approach."

📝 Домашнее задание

Задание 1: Анализ когезии в профессиональном тексте

Выберите статью из вашей профессиональной сферы объемом 500 слов. Проанализируйте все случаи референции, субституции и эллипсиса. Создайте диаграмму когезивных связей.

Задание 2: Редактирование текста

Найдите текст с нарушениями когезии (студенческое эссе, черновик статьи). Исправьте все проблемы, используя изученные когезивные средства.

Задание 3: Создание связного текста

Напишите описание сложного процесса (200-300 слов), максимально используя все типы когезивных средств. Подчеркните и классифицируйте каждое когезивное средство.

Задание 4: Сравнительный анализ

Сравните использование когезивных средств в американском деловом письме и академической статье. Выявите различия и объясните их причины.

Задание 5: Культурное исследование

Исследуйте, как когезивные средства используются в вашем родном языке. Сравните с английскими механизмами и выявите потенциальные трудности для изучающих английский язык.

✅ Ответы к упражнениям

Упражнение 1: Анализ референциальных связей

  1. "their" — анафорическое притяжательное местоимение, референт: "research team" "These results" — анафорическое указательное, референт: "findings"

  2. "it" — катафорическое местоимение, референт: "to address climate change" "This opinion" — анафорическое указательное, референт: вся предыдущая клауза

  3. "she" — катафорическое местоимение, референт: "Maria"

  4. "we" — экзофорическое местоимение, референт: говорящий + собеседники

Упражнение 2: Субституция

  1. "I prefer the morning sessions to the afternoon ones."
  2. "John completed his project, and Mary did too."
  3. "Will the proposal be approved?" "I think so."
  4. "The first strategy failed, but the second succeeded."

Упражнение 3: Эллипсис

  1. "The conference will be held in New York, and the workshop [will be held] in Boston."
  2. "Sarah has completed her research, and David has [completed his research] as well."
  3. "When [you are] ready, please call me."
  4. "The results were better than we expected [the results would be]."

Упражнение 4: Комплексный анализ когезии

Референциальные связи:

  • "It" → "the proposal" (анафора)
  • "these" → "innovative ideas" (анафора)
  • "The members" → "the committee" (лексическая вариация)
  • "They" → "The members" (анафора)
  • "their decision" → принадлежность комитету
  • "we" → экзофора (авторы/заинтересованные лица)
  • "it" → "their decision" (анафора)

Субституция:

  • "such innovation" → субституция всей концепции инновационных идей

Эллипсис:

 

  • "If [it is] not" → эллипсис связки
  • "we'll" → эллипсис modal will + полная форма we
  • "our approach" → притяжательное с эллипсисом контекста