Привет, и добро пожаловать на урок! Сегодня мы погрузимся в тему множественного числа существительных в английском языке. Эта тема является фундаментальной для построения правильной речи, ведь существительные — это "кирпичики", из которых строятся предложения.
В русском языке множественное число образуется довольно сложно — с разными окончаниями в зависимости от рода и склонения (стол — столы, книга — книги, окно — окна). В английском система проще, но со своими особенностями, которые мы подробно изучим.
🎯 Основные концепции
📚 Базовое правило образования множественного числа
В английском языке основное правило простое: добавьте окончание -s к существительному в единственном числе.
Примеры:
- dog → dogs (собака → собаки)
- cat → cats (кошка → кошки)
- book → books (книга → книги)
- table → tables (стол → столы)
🔍 Произношение окончания -s:
- После глухих согласных звучит как [s]: cats [kæts]
- После звонких согласных и гласных звучит как [z]: dogs [dɒgz]
📚 Специальные правила образования множественного числа
1. Существительные, оканчивающиеся на -s, -ss, -sh, -ch, -x, -z
К таким существительным добавляется окончание -es, которое произносится как [ɪz]:
- bus → buses (автобус → автобусы)
- class → classes (класс → классы)
- dish → dishes (блюдо → блюда)
- watch → watches (часы → часы)
- box → boxes (коробка → коробки)
- buzz → buzzes (жужжание → жужжания)
2. Существительные, оканчивающиеся на -y
Если перед -y стоит согласная, -y меняется на -i и добавляется -es:
- baby → babies (ребенок → дети)
- story → stories (история → истории)
- city → cities (город → города)
Если перед -y стоит гласная, просто добавляется -s:
- boy → boys (мальчик → мальчики)
- toy → toys (игрушка → игрушки)
- day → days (день → дни)
3. Существительные, оканчивающиеся на -o
После большинства согласных добавляется -es:
- tomato → tomatoes (помидор → помидоры)
- potato → potatoes (картофель → картофели)
- hero → heroes (герой → герои)
После гласных и в некоторых словах (часто заимствованных) добавляется просто -s:
- radio → radios (радио → радиоприемники)
- studio → studios (студия → студии)
- piano → pianos (пианино → пианино)
- photo → photos (фото → фотографии)
4. Существительные, оканчивающиеся на -f или -fe
В большинстве случаев -f или -fe меняется на -v и добавляется -es:
- leaf → leaves (лист → листья)
- knife → knives (нож → ножи)
- life → lives (жизнь → жизни)
- wolf → wolves (волк → волки)
Исключения (просто добавляется -s):
- roof → roofs (крыша → крыши)
- belief → beliefs (убеждение → убеждения)
- chief → chiefs (шеф → шефы)
⚠️ Правила и исключения
📚 Существительные-исключения
Некоторые существительные образуют множественное число нерегулярным способом:
Единственное число | Множественное число | Перевод |
---|---|---|
man | men | мужчина → мужчины |
woman | women | женщина → женщины |
child | children | ребенок → дети |
foot | feet | ступня → ступни |
tooth | teeth | зуб → зубы |
goose | geese | гусь → гуси |
mouse | mice | мышь → мыши |
person | people | человек → люди |
ox | oxen | бык → быки |
📚 Существительные, которые не меняются во множественном числе
Слово | Пример использования | Перевод |
---|---|---|
sheep | one sheep, five sheep | овца, овцы |
deer | one deer, many deer | олень, олени |
fish | one fish, many fish* | рыба, рыбы |
aircraft | one aircraft, two aircraft | самолет, самолеты |
species | one species, many species | вид, виды |
*Примечание: форма "fishes" используется, когда говорят о разных видах рыб.
📚 Существительные, используемые только во множественном числе
Слово | Пример использования | Перевод |
---|---|---|
scissors | These scissors are sharp. | ножницы |
pants/trousers | His pants are blue. | брюки |
glasses | My glasses are broken. | очки |
jeans | Her jeans look new. | джинсы |
clothes | His clothes are in the closet. | одежда |
📚 Существительные латинского и греческого происхождения
Единственное число | Множественное число | Перевод |
---|---|---|
crisis | crises | кризис → кризисы |
analysis | analyses | анализ → анализы |
phenomenon | phenomena | явление → явления |
criterion | criteria | критерий → критерии |
datum | data* | данное → данные |
*В современном американском английском "data" часто используется как с глаголами единственного, так и множественного числа.
🧠 Мнемотехники для запоминания правил
1. "YES" для -es
Запомните слово "YES" – если слово заканчивается на Y (после согласной), E (-fe, -f) или S-подобные звуки (-s, -ss, -sh, -ch, -x, -z), требуется особый подход.
2. Для слов на -y: "Согласная перед Y? Замени на IES и скажи «bye-bye»"
- baby → babies (согласная перед y → замена на -ies)
- boy → boys (гласная перед y → просто добавляем -s)
3. Для исключений с внутренней гласной: "Гласная внутри - меняйся внутри"
- man → men (a меняется на e)
- tooth → teeth (oo меняется на ee)
4. Для слов на -f/-fe: "F в V перевернется, когда множество начнется"
- leaf → leaves
- knife → knives
👥 Практические диалоги
Диалог 1: В магазине
Clerk: Hi there! Can I help you find anything today?
Customer: Yes, please. I need some new jeans and a pair of shoes.
Clerk: Sure! Our jeans are on the second floor, and shoes are on the first floor. We have great sales on both items this week.
Customer: Great! I also need a few shirts and maybe a jacket.
Clerk: Perfect. All men's clothes are in the east wing. We just got some new jackets in different styles.
Customer: Do you sell watches too?
Clerk: Yes, all accessories including watches and glasses are near the checkout counters.
Диалог 2: В офисе
Manager: We need to discuss several issues before our meeting with the clients.
Employee: Yes, I've prepared all the analyses of their businesses.
Manager: Great. Did you fix the mistakes in the previous reports?
Employee: Yes, all errors are corrected. The new data shows better results.
Manager: Perfect. Oh, and make sure all people get copies of the presentation. Last time some employees didn't receive them.
Employee: I'll send the files to everyone and put extra copies on their desks.
Диалог 3: В ресторане
Waiter: Hello! Are you ready to order?
Customer 1: Yes, I'd like the grilled fish with potatoes, please.
Customer 2: And I'll have the steak with roasted tomatoes and onions.
Waiter: Excellent choices. Would you like any drinks with that?
Customer 1: Just water for me.
Customer 2: I'll have a glass of red wine.
Waiter: Great. Your meals will be ready in about 20 minutes. Can I get you some breadsticks while you wait?
Customer 1: That would be nice, thank you. Do you have any knives for the butter?
Waiter: Yes, I'll bring some right away along with extra napkins.
📝 Упражнения
Упражнение 1: Образуйте множественное число следующих существительных
- dog - _____
- class - _____
- baby - _____
- toy - _____
- potato - _____
- radio - _____
- knife - _____
- roof - _____
- man - _____
- child - _____
Упражнение 2: Исправьте ошибки в образовании множественного числа
- The two childs are playing in the garden.
- I need to buy some new shoeses.
- There are five mouses under the table.
- She has three sister-in-laws.
- Look at those deers in the forest!
- The museum has many different fishs.
- All the womans in my family are teachers.
- These bacterias cause infections.
- I need three boxs for my things.
- He bought two new watchs yesterday.
Упражнение 3: Переведите предложения на английский язык
- В этом зоопарке живут разные виды рыб.
- Наши дети любят играть с теми собаками.
- Женщины в этом офисе очень профессиональны.
- Ножи и вилки лежат на столе.
- Мои новые джинсы слишком длинные.
- В этих коробках лежат книги и игрушки.
- Города в этой стране очень красивые.
- Листья на деревьях уже пожелтели.
- Эти люди — мои коллеги.
- Все мои часы сломаны.
Упражнение 4: Заполните пропуски, используя существительные во множественном числе
- I need to buy new _____ (glass) because mine are broken.
- The _____ (child) are playing in the park.
- These _____ (box) are too heavy to carry.
- The chef is cooking _____ (tomato) and _____ (potato).
- My _____ (foot) hurt after walking all day.
- The _____ (woman) in my family are all doctors.
- There are many different _____ (species) of birds in this forest.
- She has three _____ (watch), but none of them work.
- The _____ (analysis) of these samples show interesting results.
- All his _____ (tooth) are healthy.
⚠️ Типичные ошибки русскоговорящих и как их избежать
-
Неправильное произношение окончания -s/-es
- Ошибка: Произношение всех окончаний как [s]
- Правильно: dogs [dɒgz], cats [kæts], boxes [ˈbɒksɪz]
- Совет: Прислушивайтесь к звонкости/глухости последнего звука слова
-
Добавление -s к неисчисляемым существительным
- Ошибка: informations, advices, knowledges
- Правильно: information, advice, knowledge
- Совет: Запомните наиболее распространенные неисчисляемые существительные
-
Игнорирование специальных правил для слов, оканчивающихся на -y, -f/-fe, -o
- Ошибка: storys, leafs, tomatos
- Правильно: stories, leaves, tomatoes
- Совет: Используйте мнемотехники из урока
-
Неправильное образование множественного числа существительных-исключений
- Ошибка: mans, foots, childs
- Правильно: men, feet, children
- Совет: Составьте личный список исключений и регулярно повторяйте его
-
Использование множественного числа после числительных и некоторых слов
- Ошибка: five dollars dollars, many money
- Правильно: five dollars, much money
- Совет: Помните, что после числительных уже используется форма множественного числа
📚 Итоговая таблица
Тип существительного | Правило | Примеры |
---|---|---|
Базовое правило | +s | dog → dogs, book → books |
Оканчивающиеся на -s, -ss, -sh, -ch, -x, -z | +es | class → classes, box → boxes |
Оканчивающиеся на согласная + y | y → ies | baby → babies, story → stories |
Оканчивающиеся на гласная + y | +s | boy → boys, toy → toys |
Оканчивающиеся на согласная + o | +es | tomato → tomatoes, hero → heroes |
Оканчивающиеся на гласная + o | +s | radio → radios, studio → studios |
Оканчивающиеся на -f/-fe | f/fe → ves | knife → knives, leaf → leaves |
Исключения с изменением гласной | Изменение корня | man → men, foot → feet |
Неизменяемые | Без изменений | sheep → sheep, deer → deer |
Только множественное | Только мн. число | scissors, pants, glasses |
Латинские/греческие | Особые формы | crisis → crises, phenomenon → phenomena |
📝 Домашнее задание
Задание 1: Составьте список из 15 существительных и образуйте их множественное число
Выберите слова из разных категорий (обычные, на -y, -f/-fe, -o, исключения).
Задание 2: Напишите 10 предложений с существительными во множественном числе
Используйте существительные из различных категорий, изученных на уроке.
Задание 3: Переведите на английский язык
- В этом здании пять офисов и два магазина.
- Дети любят играть в парке с собаками.
- На столе лежат ножи, вилки и ложки.
- Женщины в моей семье — отличные повара.
- Листья на деревьях очень красивые осенью.
- В этих коробках находятся игрушки и книги.
- Города в этой стране имеют древнюю историю.
- Эти люди — известные ученые.
- В зоопарке живут разные виды животных.
- Мои часы всегда показывают правильное время.
Задание 4: Найдите и исправьте ошибки в следующем тексте
"Last weekend, I went shopping with my friend. We visited many different shop and bought some new cloth. I needed two pair of jeans and three new shirt. My friend bought some shoe and two glass for her kitchen. After shopping, we saw many child playing in the park. There were also some mans walking their dog. We sat on a bench and watched the leafs falling from the trees. Some woman were taking pictures of the beautiful view. We had a great time and took many photo."
Задание 5: Напишите короткий рассказ (8-10 предложений) о своем городе или районе
Используйте как можно больше существительных во множественном числе.
🔄 Анонс следующего урока
В следующем уроке мы продолжим изучение существительных и рассмотрим тему "Исчисляемые и неисчисляемые существительные". Вы узнаете, какие существительные можно считать, а какие нет, как использовать артикли с разными типами существительных, и какие слова-квантификаторы (much, many, some, any и др.) используются с каждым типом. Эта тема тесно связана с сегодняшним материалом и поможет вам избежать распространенных ошибок при использовании существительных.
📝 Ответы к упражнениям
Упражнение 1
- dogs
- classes
- babies
- toys
- potatoes
- radios
- knives
- roofs
- men
- children
Упражнение 2
- The two children are playing in the garden.
- I need to buy some new shoes.
- There are five mice under the table.
- She has three sisters-in-law.
- Look at those deer in the forest!
- The museum has many different fish.
- All the women in my family are teachers.
- These bacteria cause infections.
- I need three boxes for my things.
- He bought two new watches yesterday.
Упражнение 3
- Different species of fish live in this zoo.
- Our children love playing with those dogs.
- The women in this office are very professional.
- Knives and forks are on the table.
- My new jeans are too long.
- Books and toys are in these boxes.
- The cities in this country are very beautiful.
- The leaves on the trees have already turned yellow.
- These people are my colleagues.
- All my watches are broken.
Упражнение 4
- glasses
- children
- boxes
- tomatoes, potatoes
- feet
- women
- species
- watches
- analyses
- teeth