Добро пожаловать на шестой урок нашего курса! Сегодня мы продолжим изучение местоимений в английском языке и сосредоточимся на притяжательных формах, а также познакомимся с притяжательным падежом существительных.
В предыдущем уроке мы изучили указательные местоимения (this, that, these, those), которые помогают нам указывать на объекты в пространстве и времени. Сегодня мы будем изучать, как выразить принадлежность или владение в английском языке — это одна из наиболее часто используемых грамматических конструкций.
В русском языке принадлежность выражается преимущественно с помощью родительного падежа («книга студента», «дом моего друга»). В английском языке система несколько отличается, и мы используем притяжательные местоимения и притяжательный падеж для выражения тех же отношений. Понимание этих конструкций поможет вам правильно и естественно выражать отношения принадлежности в английском языке.
🎯 Основные концепции
📚 Притяжательные местоимения-прилагательные
Притяжательные местоимения-прилагательные используются перед существительными и показывают, кому принадлежит предмет или объект. Они соответствуют личным местоимениям следующим образом:
Личное местоимение | Притяжательное местоимение | Перевод |
---|---|---|
I | my | мой, моя, моё, мои |
you | your | твой, твоя, твоё, твои / ваш, ваша, ваше, ваши |
he | his | его |
she | her | её |
it | its | его, её (для неодушевлённых предметов) |
we | our | наш, наша, наше, наши |
they | their | их |
🔍 Примеры использования:
- My book is on the table. (Моя книга на столе.)
- Where are your keys? (Где твои/ваши ключи?)
- His car is very fast. (Его машина очень быстрая.)
- Her parents live in Boston. (Её родители живут в Бостоне.)
- The cat licked its paws. (Кошка облизала свои лапы.)
- Our house is near the park. (Наш дом находится рядом с парком.)
- Their children go to the same school. (Их дети ходят в одну и ту же школу.)
📚 Притяжательные местоимения-существительные
Эти формы используются, когда существительное не упоминается, потому что оно уже ясно из контекста. Они могут выступать как самостоятельные слова:
Личное местоимение | Притяжательное местоимение-существительное | Перевод |
---|---|---|
I | mine | мой, моя, моё, мои |
you | yours | твой, твоя, твоё, твои / ваш, ваша, ваше, ваши |
he | his | его |
she | hers | её |
it | its* | его, её (редко используется) |
we | ours | наш, наша, наше, наши |
they | theirs | их |
*Примечание: Форма "its" как самостоятельное местоимение-существительное крайне редко используется в английском языке.
🔍 Примеры использования:
- This book is mine. (Эта книга моя.)
- That car is yours. (Та машина твоя/ваша.)
- The blue shirt is his. (Синяя рубашка его.)
- The red dress is hers. (Красное платье её.)
- This decision is ours. (Это решение наше.)
- Those problems are theirs. (Те проблемы их.)
📚 Притяжательный падеж существительных
Притяжательный падеж в английском языке образуется с помощью апострофа и буквы 's' или просто апострофа (в некоторых случаях). Он выражает принадлежность одного объекта другому.
Основные правила образования притяжательного падежа:
-
Для единственного числа добавляется 's:
- John**'s** car (машина Джона)
- The student**'s** book (книга студента)
- The teacher**'s** desk (стол учителя)
-
Для множественного числа, оканчивающегося на -s, добавляется только апостроф:
- The students**'** books (книги студентов)
- The parents**'** meeting (собрание родителей)
- My friends**'** houses (дома моих друзей)
-
Для множественного числа, не оканчивающегося на -s, добавляется 's:
- The children**'s** toys (игрушки детей)
- The men**'s** room (мужская комната/туалет)
- The women**'s** rights (права женщин)
-
Для имен, оканчивающихся на -s, есть два варианта:
- James**'s** house или James**'** house (дом Джеймса)
- В американском английском чаще используется первый вариант с 's
📚 Конструкция с 'of'
Вместо притяжательного падежа с 's иногда используется конструкция с предлогом "of", особенно для неодушевлённых предметов:
- The legs of the table (ножки стола)
- The title of the book (название книги)
- The end of the movie (конец фильма)
🔍 Когда использовать притяжательный падеж ('s), а когда 'of':
Обычно притяжательный падеж с 's используется с:
- Живыми существами: John's car, the cat's tail
- Организациями: the company's policy, the government's decision
- Географическими названиями: New York's population, Russia's history
- Выражениями времени и расстояния: yesterday's newspaper, a mile's distance
Конструкция с "of" чаще используется с:
- Неодушевлёнными предметами: the color of the car, the pages of the book
- Длинными или сложными фразами: the opinion of the new marketing director
⚠️ Правила и исключения
📚 Особые случаи использования притяжательного падежа
-
Совместное владение:
- Когда несколько людей владеют одним объектом, 's добавляется только к последнему имени:
- John and Mary**'s** house (дом, принадлежащий Джону и Мэри вместе)
- Когда люди владеют разными объектами, 's добавляется к каждому имени:
- John**'s** and Mary**'s** cars (машина Джона и машина Мэри)
- Когда несколько людей владеют одним объектом, 's добавляется только к последнему имени:
-
Магазины и учреждения:
- the doctor**'s** (кабинет врача)
- the butcher**'s** (мясная лавка)
- my aunt**'s** (дом/квартира моей тёти)
-
Двойной притяжательный падеж (Double possessive):
- a friend of mine (один из моих друзей)
- a colleague of John's (один из коллег Джона)
- that book of yours (та твоя книга)
-
С герундием (формой глагола на -ing):
- I don't like his smoking in the room. (Мне не нравится, что он курит в комнате.)
- Their singing was beautiful. (Их пение было прекрасным.)
📚 Типичные фиксированные выражения
-
at someone's house/place - у кого-то дома
- We had dinner at John**'s** house. (Мы ужинали у Джона дома.)
-
at the doctor's/dentist's - у врача/стоматолога
- I have an appointment at the dentist**'s** tomorrow. (У меня завтра приём у стоматолога.)
-
a friend of mine/yours/his/hers/ours/theirs - мой/твой/его/её/наш/их друг
- A friend of mine is getting married next month. (Один из моих друзей женится в следующем месяце.)
-
in someone's opinion - по мнению кого-то
- In my opinion, this is the best solution. (По моему мнению, это лучшее решение.)
🧠 Мнемотехники для запоминания правил
1. "Личные → Притяжательные" с рифмами
- I → my and mine (I take what's mine)
- you → your and yours (You store yours)
- he → his (He is his)
- she → her and hers (Her purse is hers)
- it → its (It keeps its identity)
- we → our and ours (We pour our efforts into ours)
- they → their and theirs (They share theirs)
2. "Апостроф-S или S-Апостроф?"
Представьте весы:
- На левой чаше: одна фигурка (единственное число) → 's
- На правой чаше: много фигурок (множественное число на -s) → s'
3. "Живое - 's, Неживое - of"
- Живые существа "активно владеют" с помощью 's: the dog's tail
- Неживые предметы "пассивно связаны" через of: the pages of the book
4. "Мой и Твой образуют Пару" (для mine/yours)
- my → mine (обе формы имеют букву "i")
- your → yours (обе формы имеют "our")
- our → ours (обе формы имеют "our")
- their → theirs (обе формы имеют "their")
👥 Практические диалоги
Диалог 1: Разговор о вещах
Lisa: Is this your laptop?
Mike: No, it's not mine. I think it's Emma's. My laptop has a sticker on it.
Lisa: Oh, you're right. Where is your bag? Did you leave it at your desk?
Mike: No, I put it near John's desk. His desk is next to the window.
Lisa: I don't see it there. Maybe Emma took it. Her bag looks similar to yours.
Mike: That's possible. Her things are always getting mixed up with mine. I'll text her.
Lisa: Good idea. By the way, is that their new project on the wall?
Mike: Yes, their presentation went really well. The boss loved their ideas.
Lisa: Our team should also prepare something like that. I think our project is equally good.
Mike: I agree. The quality of our work deserves recognition.
Диалог 2: В гостях
Sarah: Welcome to our house! Please, make yourselves at home.
David: Thank you for inviting us. Your house is beautiful. I love the design of the living room.
Sarah: Thanks! It was my husband's idea. His taste in interior design is excellent.
Linda: Where are your children? We brought some gifts for them.
Sarah: They're in their rooms. Their toys are everywhere, sorry for the mess.
David: Don't worry about it. Our house is the same when our kids are home.
Sarah: Is that your car parked outside? It's really nice.
David: Yes, it's ours. We bought it last month. Its fuel efficiency is amazing.
Linda: My brother has the same model. His is red though, not blue like yours.
Sarah: Let me show you to the dining room. The table is already set, and dinner is John's specialty tonight.
Диалог 3: Обсуждение работы
Boss: I need everyone's reports by Friday.
Alex: I've already finished mine. I can email it to you today.
Boss: Great. What about your team, Jessica? How is their progress?
Jessica: My team is still working on their analysis. Their data requires more verification.
Boss: I understand. The accuracy of the data is crucial for the company's reputation.
Alex: I could help Jessica's team if needed. Some of my methods might speed up their process.
Boss: That's a good suggestion. Our priority should be quality, but we're also concerned about deadlines.
Jessica: Thanks, Alex. I'll share your contact with my team members. Their main challenge is the interpretation of the results.
Boss: The success of this project depends on everyone**'s** contribution. I appreciate your dedication.
Alex: It's our pleasure to work on such an important project. Its impact on the market will be significant.
📝 Упражнения
Упражнение 1: Заполните пропуски притяжательными местоимениями-прилагательными
- She forgot _____ keys at home.
- The dog wagged _____ tail.
- We parked _____ car near the supermarket.
- They brought _____ children to the party.
- I left _____ umbrella on the bus.
- Did you finish _____ homework?
- He lost _____ wallet yesterday.
- The company changed _____ policy.
- The teacher graded _____ papers.
- The bird built _____ nest in our garden.
Упражнение 2: Замените выделенные слова притяжательными местоимениями-существительными
- This is my book. → This book is _____.
- Those are her shoes. → Those shoes are _____.
- That is their house. → That house is _____.
- Is this your car? → Is this car _____?
- These are our tickets. → These tickets are _____.
- That was his idea. → That idea was _____.
- I borrowed John's pen. → I borrowed the pen of _____.
- We used their tools. → We used the tools of _____.
- She liked my presentation. → She liked the presentation of _____.
- They admired our garden. → They admired the garden of _____.
Упражнение 3: Образуйте притяжательный падеж существительных
- the car / my father → _____
- the toys / the children → _____
- the office / the manager → _____
- the house / my parents → _____
- the bicycle / James → _____
- the opinions / the experts → _____
- the rights / women → _____
- the books / the students → _____
- the wedding / John and Mary → _____
- the bark / the dog → _____
Упражнение 4: Выберите правильную форму: притяжательный падеж с 's или конструкцию с of
- the legs / the table → _____
- the name / the student → _____
- the pages / the book → _____
- the owner / the restaurant → _____
- the roof / the house → _____
- the decisions / the government → _____
- the wheels / the car → _____
- the director / the company → _____
- the beginning / the movie → _____
- the tail / the cat → _____
Упражнение 5: Переведите предложения на английский язык
- Моя машина быстрее, чем твоя.
- Их дом находится рядом с нашим.
- Это ручка моего брата.
- Я не видел его жену.
- Чья это сумка? Это её или твоя?
- Собака виляла своим хвостом.
- Учитель проверил работы студентов.
- Мы встретились в доме Джона.
- Название этой книги очень интересное.
- Один из моих друзей живёт в Нью-Йорке.
⚠️ Типичные ошибки русскоговорящих и как их избежать
-
Путаница между its и it's
- Ошибка: "The dog lost it's collar." (it's = it is)
- Правильно: "The dog lost its collar."
- Совет: Запомните, что притяжательное местоимение its никогда не имеет апострофа. Апостроф в it's означает сокращение от "it is" или "it has".
-
Неверное образование притяжательного падежа для множественного числа
- Ошибка: "The students's books" или "The student's books" (когда имеется в виду несколько студентов)
- Правильно: "The students' books"
- Совет: Если существительное во множественном числе заканчивается на -s, добавляйте только апостроф (').
-
Излишнее использование притяжательных местоимений с частями тела
- Ошибка: "I washed my hands" (это правильно по-английски, но часто используется чрезмерно)
- Альтернатива: "I washed my face" (когда понятно, что речь идёт о своём лице)
- Совет: В английском языке притяжательные местоимения с частями тела используются чаще, чем в русском.
-
Неправильный выбор между притяжательным падежом и конструкцией с of
- Ошибка: "The leg of the dog" (хотя правильнее "the dog's leg")
- Ошибка: "The book's pages" (лучше "the pages of the book")
- Совет: Используйте 's преимущественно с одушевлёнными предметами и of с неодушевлёнными.
-
Путаница между местоимениями-прилагательными и местоимениями-существительными
- Ошибка: "This book is my." или "Mine book is on the table."
- Правильно: "This book is mine." и "My book is on the table."
- Совет: Местоимения my, your, his и т.д. всегда идут перед существительными, а mine, yours, his и т.д. используются самостоятельно.
-
Неверное произношение притяжательного падежа
- Ошибка: Произнесение "Johns" вместо "John's" (без выделения звука [z])
- Правильно: John's произносится как [dʒɒnz] с чётким звуком [z] в конце
- Совет: Обратите внимание на произношение 's как [z] после звонких согласных и гласных, и как [s] после глухих согласных.
📚 Итоговая таблица
Притяжательные местоимения
Личное местоимение | Притяжательное местоимение-прилагательное | Притяжательное местоимение-существительное |
---|---|---|
I | my | mine |
you | your | yours |
he | his | his |
she | her | hers |
it | its | (редко используется) |
we | our | ours |
they | their | theirs |
Притяжательный падеж существительных
Тип существительного | Правило | Пример |
---|---|---|
Единственное число | 's | the student's book |
Множественное число, заканчивающееся на -s | ' | the students' books |
Множественное число, не заканчивающееся на -s | 's | the children's toys |
Составные существительные | 's к последнему слову | my father-in-law's house |
Имена, заканчивающиеся на -s | 's или ' | Charles's (или Charles') car |
Выбор между 's и of
Используйте 's для | Используйте of для |
---|---|
Люди: Tom's car | Неодушевлённые предметы: the cover of the book |
Животные: the dog's tail | Абстрактные понятия: the importance of education |
Организации: the company's policy | Части целого: the leg of the table |
Страны/города: London's population | Точные определения: the University of Cambridge |
Время: today's news | Длинные или сложные фразы: the opinion of the new marketing director |
📝 Домашнее задание
Задание 1: Напишите 10 предложений о себе и своей семье
Используйте притяжательные местоимения-прилагательные (my, your, his, и т.д.) и притяжательные местоимения-существительные (mine, yours, his и т.д.).
Задание 2: Образуйте притяжательный падеж существительных
Составьте предложения с каждой из следующих фраз:
- my sister / laptop
- the teachers / office
- the children / toys
- Charles / house
- my parents / car
- the company / employees
- the women / rights
- James and Mary / wedding
- the doctor / advice
- the birds / nests
Задание 3: Перепишите предложения, используя конструкцию с of там, где это уместно
- The car's door was damaged.
- The table's legs were broken.
- The city's streets are crowded.
- The book's title is interesting.
- The tree's branches are long.
- The computer's screen is cracked.
- The movie's ending was unexpected.
- The house's roof needs repair.
- The phone's battery is dead.
- The letter's content was surprising.
Задание 4: Переведите текст на английский язык
"Мой брат живёт в большом доме. Его дом находится рядом с парком. Комнаты в его доме очень светлые. Наши родители часто навещают его. Их машина обычно припаркована перед домом. Собака моего брата любит играть в саду. Её любимая игрушка — мяч. Друзья моего брата приходят каждую пятницу. Их дети играют вместе. Один из моих друзей также живёт неподалёку. В прошлом году мы отмечали день рождения брата в его доме. Все гости принесли свои подарки."
Задание 5: Найдите и исправьте ошибки в следующем тексте
"Yesterday I visited my friend house. Her name is Sarah. Her's apartment is very modern. We had tea in her kitchen. It's windows face the park. Sarah showed me her new computer. She said that it's performance is excellent. My laptop is older than her's. After tea, we went to Sarahs parents house. Their house is big and beautiful. The garden of them is full of flowers. Sarah brother also was there with he's wife. Their's children were playing in the garden. I showed them some of mine photos from my vacation."
🔄 Анонс следующего урока
В следующем уроке мы продолжим изучение местоимений и перейдём к личным местоимениям в объектном падеже (me, you, him, her, it, us, them). Вы узнаете, как правильно использовать местоимения в качестве дополнений, после предлогов и в других синтаксических позициях. Эта тема логически продолжает материал о местоимениях и поможет вам правильно строить более сложные предложения в английском языке.
📝 Ответы к упражнениям
Упражнение 1
- her
- its
- our
- their
- my
- your
- his
- its
- their
- its
Упражнение 2
- mine
- hers
- theirs
- yours
- ours
- his
- his
- theirs
- mine
- ours
Упражнение 3
- my father's car
- the children's toys
- the manager's office
- my parents' house
- James's bicycle
- the experts' opinions
- women's rights
- the students' books
- John and Mary's wedding
- the dog's bark
Упражнение 4
- the legs of the table
- the student's name
- the pages of the book
- the restaurant's owner
- the roof of the house
- the government's decisions
- the wheels of the car
- the company's director
- the beginning of the movie
- the cat's tail
Упражнение 5
- My car is faster than yours.
- Their house is near ours.
- This is my brother's pen.
- I didn't see his wife.
- Whose bag is this? Is it hers or yours?
- The dog wagged its tail.
- The teacher checked the students' papers.
- We met at John's house.
- The title of this book is very interesting.
- A friend of mine lives in New York.