В предыдущем уроке мы изучали специализированную терминологию различных профессиональных сфер. Сегодня мы переходим к изучению того, как слова естественным образом сочетаются друг с другом в американском английском языке. Понимание коллокаций и коллигаций критически важно для достижения уровня C1, поскольку именно эти паттерны отличают речь продвинутого пользователя от речи изучающего язык.
🎯 Цели урока
К концу урока вы сможете:
- Различать коллокации и коллигации в английском языке
- Использовать устойчивые лексические паттерны американского английского
- Распознавать грамматические предпочтения различных лексических единиц
- Избегать неестественных сочетаний слов
- Анализировать корпусные данные для выявления языковых паттернов
- Применять знания о сочетаемости для создания натуральной речи
📚 Теоретические основы: коллокация vs коллигация
Коллокация — это тенденция определенных слов встречаться вместе чаще, чем это можно было бы ожидать случайно. Это лексико-семантические отношения между словами.
Коллигация — это тенденция слов сочетаться с определенными грамматическими категориями или структурами. Это лексико-грамматические отношения.
Концептуальное разделение
Коллокация отвечает на вопрос: С какими конкретными словами сочетается данное слово? Пример: heavy rain (не strong rain), strong coffee (не heavy coffee)
Коллигация отвечает на вопрос: С какими грамматическими структурами сочетается данное слово? Пример: depend требует предлога on, insist требует предлога on или that-клаузы
Исторический контекст теории
Термины были введены британским лингвистом Дж.Р. Фертом в 1950-х годах и развиты его последователями. В современной корпусной лингвистике эти концепции получили эмпирическое обоснование через анализ больших массивов текстов.
🔍 Типология коллокаций
Лексические коллокации
1. Прилагательное + Существительное
Сильная коллокация | Слабая коллокация | Неприемлемая комбинация |
---|---|---|
heavy rain | big rain | strong rain |
strong coffee | powerful coffee | heavy coffee |
sharp pain | severe pain | pointed pain |
broad smile | wide smile | thick smile |
bitter cold | extreme cold | sour cold |
Градация естественности:
- Предпочтительная коллокация: наиболее частотная и естественная
- Приемлемая альтернатива: менее частотная, но грамматически корректная
- Неестественная комбинация: технически возможная, но не используемая носителями
2. Глагол + Существительное
Американские предпочтения:
Действие | Американская коллокация | Британская альтернатива |
---|---|---|
Принятие решения | make a decision | take a decision |
Прием душа | take a shower | have a shower |
Сдача экзамена | take a test/exam | sit an exam |
Отпуск | take a vacation | go on holiday |
Совершение ошибки | make a mistake | make an error |
3. Существительное + Глагол
Эти коллокации часто отражают концептуальные метафоры:
Существительное | Типичные глаголы | Концептуальная основа |
---|---|---|
Time | flies, passes, drags | Время как движение |
Prices | rise, fall, soar, plummet | Цены как физические объекты |
Business | booms, thrives, struggles | Бизнес как живой организм |
Market | crashes, rebounds, stabilizes | Рынок как механизм |
4. Наречие + Прилагательное
Интенсификаторы:
Прилагательное | Предпочтительные наречия | Примеры |
---|---|---|
different | completely, totally, entirely | completely different approach |
wrong | totally, completely, absolutely | absolutely wrong assumption |
impossible | virtually, practically, almost | virtually impossible task |
aware | fully, completely, acutely | acutely aware of the problem |
Грамматические коллокации
1. Предложные коллокации
Устойчивые предложные сочетания:
Прилагательное/Причастие | Предлог | Пример |
---|---|---|
interested | in | interested in politics |
concerned | about/with | concerned about the future |
responsible | for | responsible for the project |
familiar | with | familiar with the procedure |
capable | of | capable of handling pressure |
dependent | on | dependent on technology |
2. Глагольные паттерны
Переходность и дополнения:
Глагол | Паттерн | Пример |
---|---|---|
suggest | suggest + V-ing | I suggest waiting |
recommend | recommend + V-ing | I recommend buying |
insist | insist + on + V-ing | He insisted on paying |
prevent | prevent + sb + from + V-ing | This prevents us from proceeding |
enable | enable + sb + to + V | Technology enables us to work remotely |
🔍 Коллигационные паттерны
Грамматические предпочтения лексических единиц
1. Модальность и определенные глаголы
Некоторые глаголы имеют предпочтения в сочетании с модальными глаголами:
Глагол | Предпочтительные модальные глаголы | Примеры |
---|---|---|
afford | can, could, cannot | I can't afford to wait |
manage | can, could, managed to | She managed to finish on time |
dare | dare, daren't | I dare not ask |
bother | don't bother, won't bother | Don't bother calling |
2. Аспектуальность и время
Определенные глаголы тяготеют к конкретным временным формам:
Глаголы состояния и Progressive:
- I am understanding ❌
- I understand ✅
- I am beginning to understand ✅
Глаголы достижения и Perfect:
- arrive → естественно с Present Perfect: has arrived
- discover → естественно с Past Perfect: had discovered
- realize → естественно с Present Perfect: have realized
Семантическая просодия
Семантическая просодия — тенденция слов сочетаться с лексикой определенной эмоциональной окраски.
Примеры семантической просодии:
1. Глагол "cause" Почти всегда сочетается с негативными понятиями:
- cause problems, damage, concern, confusion, delays
- Редко: cause happiness, joy (чаще bring happiness)
2. Глагол "commit" Тяготеет к негативным или серьезным действиям:
- commit a crime, murder, suicide, error
- commit resources (нейтральное, но серьезное)
3. Наречие "utterly" Преимущественно с негативными прилагательными:
- utterly disappointed, devastated, hopeless
- Реже с позитивными: utterly delightful (стилистически маркированное)
Культурно-специфичные коллокации
Американские идиоматические коллокации:
1. Временные выражения
- around the clock (24/7)
- down the road (в будущем)
- for the time being (пока что)
- in no time (очень быстро)
2. Деловые коллокации
- bottom line (итог, суть)
- cutting edge (передовой)
- game changer (кардинальное изменение)
- low-hanging fruit (легкие цели)
3. Разговорные коллокации
- piece of cake (очень легко)
- break a leg (удачи)
- hit the nail on the head (точно сказать)
- spill the beans (выдать секрет)
🧠 Грамматическое правило запоминания коллокаций
Мнемотехника для предложных коллокаций — ВРЕМЯ:
- Взаимодействие → предлог with (interact with, deal with)
- Различие → предлог from (different from, separate from)
- Единство → предлог to (similar to, related to)
- Место → предлог in (interested in, involved in)
- Явление → предлог of (aware of, capable of)
🔍 Корпусная лингвистика и анализ коллокаций
Статистические меры сочетаемости
1. Взаимная информация (Mutual Information) Измеряет силу ассоциации между словами:
- Высокая MI: crystal clear, stark naked
- Низкая MI: very good, quite nice
2. Логарифмическое отношение правдоподобия (Log-likelihood) Показывает значимость различий в частотности:
- Помогает выявить культурно-специфичные коллокации
- Используется для сравнения американского и британского корпусов
3. T-скор Измеряет статистическую значимость сочетания:
- Учитывает частотность обеих лексических единиц
- Полезен для выявления грамматических коллокаций
Практическое применение корпусных данных
Анализ американских корпусов:
1. Корпус современного американского английского (COCA)
- 560 миллионов слов
- Сбалансированный по жанрам и времени
- Показывает диахронические изменения
2. Google Books Ngram Viewer
- Исторические тренды коллокаций
- Эволюция языковых паттернов
- Культурные изменения через язык
Пример анализа: "Make a decision" vs "Take a decision"
- В американском корпусе: 95% make a decision
- В британском корпусе: 60% make, 40% take
⚠️ Типичные ошибки в коллокациях
1. Дословный перевод
Русская логика: "сильный дождь" Неправильно: strong rain Правильно: heavy rain
Русская логика: "делать фотографию" Неправильно: make a photo Правильно: take a photo
2. Смешение синонимов
Ошибка: do homework vs make homework Правильно: do homework (выполнять) Неправильно: make homework (создавать)
Ошибка: say a speech vs give a speech Правильно: give a speech (произносить речь) Неправильно: say a speech
3. Неправильные предложные коллокации
Ошибка: depend from (влияние немецкого/русского) Правильно: depend on
Ошибка: different than (неформальный американский) Предпочтительно: different from
4. Игнорирование семантической просодии
Неестественно: cause happiness Лучше: bring happiness, create joy
Неестественно: make damage Правильно: cause damage
👥 Практические диалоги
Диалог 1: Деловое совещание — естественные коллокации
Manager: We need to address the elephant in the room. Our quarterly numbers are falling short of expectations.
Analyst: The data shows a clear pattern. Customer retention rates have been steadily declining, and acquisition costs are through the roof.
Manager: What's driving this trend? Are we looking at a temporary setback or a fundamental shift in the market?
Analyst: It's hard to pinpoint the exact cause, but several factors are coming into play. Our competitors have been gaining ground with more aggressive pricing strategies.
Manager: We need to think outside the box here. What if we pivot our approach and focus on value-added services instead of competing solely on price?
Analyst: That could be a game changer. We'd be playing to our strengths rather than trying to beat competitors at their own game.
Manager: Exactly. Let's schedule a brainstorming session and get all stakeholders on the same page. We need to move fast if we want to turn this ship around.
Analyst: I'll reach out to the team and set up a meeting. Should we bring in external consultants to get a fresh perspective?
Manager: Good thinking. Sometimes you need an outside view to see the forest for the trees.
Диалог 2: Академическая дискуссия — точные коллокации
Professor: Your research methodology is sound, but I have some concerns about how you're drawing conclusions from the data.
Graduate Student: Could you elaborate on that? I thought I followed standard protocols for data analysis.
Professor: The issue isn't with your analytical approach per se. It's more about how you're interpreting correlations. You're making causal claims where the evidence only supports associative relationships.
Graduate Student: I see your point. Should I rephrase my conclusions to reflect the limitations of correlational data?
Professor: Precisely. Academic writing demands precision in language. Instead of saying "X causes Y," consider "X is associated with Y" or "X correlates positively with Y."
Graduate Student: That makes sense. I was probably overstepping the boundaries of what the data actually demonstrates.
Professor: It's a common pitfall. Researchers often feel pressure to make strong claims, but scientific integrity requires restraint. Your findings are valuable even without causal assertions.
Graduate Student: Would it help if I added a section discussing alternative explanations for the observed patterns?
Professor: Absolutely. Acknowledging confounding variables and alternative hypotheses actually strengthens your argument by showing thorough consideration of the evidence.
Диалог 3: Неформальная беседа — разговорные коллокации
Sarah: I'm at my wit's end with this project. Everything that could go wrong has gone wrong.
Mike: Tell me about it. Sometimes it feels like we're swimming upstream. What's the latest crisis?
Sarah: The client keeps moving the goalposts. Every time we think we're on the right track, they change their requirements.
Mike: That's a tough spot to be in. Have you tried nailing down the specifications in writing?
Sarah: We did, but they keep finding loopholes. It's like they're speaking out of both sides of their mouth.
Mike: Sounds like you need to call a spade a spade and have a frank conversation about scope creep.
Sarah: You're right. I've been beating around the bush instead of addressing the issue head-on.
Mike: Sometimes you have to bite the bullet and risk some uncomfortable conversations. Better to clear the air now than let things spiral out of control.
Sarah: True. I'll schedule a meeting and lay all the cards on the table. Thanks for talking sense into me.
Mike: No problem. That's what friends are for. Let me know how it goes.
📊 Итоговая схема: Система коллокационных отношений
ЛЕКСИЧЕСКИЕ КОЛЛОКАЦИИ
├── Прилагательное + Существительное
│ ├── Интенсивность (heavy rain, light meal)
│ ├── Качество (sharp pain, dull ache)
│ └── Оценка (brilliant idea, terrible mistake)
├── Глагол + Существительное
│ ├── Действие (make decision, take shower)
│ ├── Создание (write letter, compose music)
│ └── Разрушение (break promise, violate rule)
└── Наречие + Прилагательное
├── Усиление (extremely difficult, highly unlikely)
├── Ослабление (slightly better, somewhat confused)
└── Абсолютность (completely wrong, totally different)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОЛЛИГАЦИИ
├── Предложные паттерны
│ ├── Прилагательное + Предлог (interested in, responsible for)
│ ├── Глагол + Предлог (depend on, insist on)
│ └── Существительное + Предлог (reason for, solution to)
├── Глагольные паттерны
│ ├── Инфинитивные (decide to, manage to)
│ ├── Герундиальные (suggest doing, avoid doing)
│ └── Клаузальные (insist that, suggest that)
└── Модальные предпочтения
├── Способность (can afford, could manage)
├── Необходимость (must consider, have to admit)
└── Возможность (might happen, could occur)
📝 Упражнения
Упражнение 1: Определение правильных коллокаций (базовый уровень)
Выберите правильную коллокацию:
- (heavy/strong) rain
- (do/make) a mistake
- (take/give) a shower
- (say/tell) the truth
- (do/make) homework
- (high/tall) temperature
- (fast/quick) food
- (strong/powerful) coffee
Упражнение 2: Предложные коллокации (средний уровень)
Заполните пропуски подходящими предлогами:
- I'm interested ___ learning more about this topic.
- She's responsible ___ managing the project.
- We're concerned ___ the environmental impact.
- He's capable ___ handling difficult situations.
- They're dependent ___ external funding.
- She's familiar ___ our procedures.
- I'm aware ___ the potential risks.
- We're committed ___ improving quality.
Упражнение 3: Исправление неестественных коллокаций (продвинутый уровень)
Исправьте следующие неестественные сочетания:
- make a photo of the sunset
- strong rain is falling outside
- he said a long speech
- we need to do a decision quickly
- she has a high fever temperature
- please do me a favor to help
- I want to make a question
- the price became expensive
Упражнение 4: Семантическая просодия (аналитический уровень)
Объясните, почему следующие коллокации звучат неестественно, и предложите альтернативы:
- cause happiness to others
- commit good deeds
- utterly wonderful experience
- break good news
📝 Домашнее задание
Задание 1: Анализ коллокаций в тексте
Найдите в любой американской газете или журнале статью объемом 500 слов. Выпишите все коллокации и классифицируйте их по типам.
Задание 2: Сравнительный анализ
Сравните употребление 10 глаголов в американском и британском английском с точки зрения их коллокационных предпочтений.
Задание 3: Корпусное исследование
Используя доступные онлайн-корпуса, исследуйте частотность употребления make a decision vs take a decision в американских текстах разных периодов.
Задание 4: Создание коллокационного словаря
Составьте персональный словарь из 50 коллокаций, которые часто встречаются в вашей профессиональной деятельности.
Задание 5: Анализ ошибок
Проанализируйте свои письменные работы за последний месяц и найдите примеры неестественных коллокаций. Исправьте их и объясните причины ошибок.
✅ Ответы к упражнениям
Упражнение 1: Определение правильных коллокаций
- heavy rain
- make a mistake
- take a shower
- tell the truth
- do homework
- high temperature
- fast food
- strong coffee
Упражнение 2: Предложные коллокации
- I'm interested in learning more about this topic.
- She's responsible for managing the project.
- We're concerned about the environmental impact.
- He's capable of handling difficult situations.
- They're dependent on external funding.
- She's familiar with our procedures.
- I'm aware of the potential risks.
- We're committed to improving quality.
Упражнение 3: Исправление неестественных коллокаций
- make a photo → take a photo
- strong rain → heavy rain
- said a long speech → gave a long speech
- do a decision → make a decision
- high fever temperature → high fever или high temperature
- do me a favor to help → do me a favor and help
- make a question → ask a question
- became expensive → became more expensive или prices rose
Упражнение 4: Семантическая просодия
- cause happiness — глагол cause имеет негативную просодию; лучше: bring happiness
- commit good deeds — commit ассоциируется с негативными действиями; лучше: do good deeds
- utterly wonderful — utterly обычно с негативными понятиями; лучше: absolutely wonderful
- break good news — break предполагает негативность; лучше: share good news