Урок 19 (C1): Коллигация и коллокация: грамматические и лексические паттерны

Урок 19 (C1): Коллигация и коллокация: грамматические и лексические паттерны

В предыдущем уроке мы изучали специализированную терминологию различных профессиональных сфер. Сегодня мы переходим к изучению того, как слова естественным образом сочетаются друг с другом в американском английском языке. Понимание коллокаций и коллигаций критически важно для достижения уровня C1, поскольку именно эти паттерны отличают речь продвинутого пользователя от речи изучающего язык.

🎯 Цели урока

К концу урока вы сможете:

  • Различать коллокации и коллигации в английском языке
  • Использовать устойчивые лексические паттерны американского английского
  • Распознавать грамматические предпочтения различных лексических единиц
  • Избегать неестественных сочетаний слов
  • Анализировать корпусные данные для выявления языковых паттернов
  • Применять знания о сочетаемости для создания натуральной речи

📚 Теоретические основы: коллокация vs коллигация

Коллокация — это тенденция определенных слов встречаться вместе чаще, чем это можно было бы ожидать случайно. Это лексико-семантические отношения между словами.

Коллигация — это тенденция слов сочетаться с определенными грамматическими категориями или структурами. Это лексико-грамматические отношения.

Концептуальное разделение

Коллокация отвечает на вопрос: С какими конкретными словами сочетается данное слово? Пример: heavy rain (не strong rain), strong coffee (не heavy coffee)

Коллигация отвечает на вопрос: С какими грамматическими структурами сочетается данное слово? Пример: depend требует предлога on, insist требует предлога on или that-клаузы

Исторический контекст теории

Термины были введены британским лингвистом Дж.Р. Фертом в 1950-х годах и развиты его последователями. В современной корпусной лингвистике эти концепции получили эмпирическое обоснование через анализ больших массивов текстов.

🔍 Типология коллокаций

Лексические коллокации

1. Прилагательное + Существительное

Сильная коллокация Слабая коллокация Неприемлемая комбинация
heavy rain big rain strong rain
strong coffee powerful coffee heavy coffee
sharp pain severe pain pointed pain
broad smile wide smile thick smile
bitter cold extreme cold sour cold

Градация естественности:

  • Предпочтительная коллокация: наиболее частотная и естественная
  • Приемлемая альтернатива: менее частотная, но грамматически корректная
  • Неестественная комбинация: технически возможная, но не используемая носителями

2. Глагол + Существительное

Американские предпочтения:

Действие Американская коллокация Британская альтернатива
Принятие решения make a decision take a decision
Прием душа take a shower have a shower
Сдача экзамена take a test/exam sit an exam
Отпуск take a vacation go on holiday
Совершение ошибки make a mistake make an error

3. Существительное + Глагол

Эти коллокации часто отражают концептуальные метафоры:

Существительное Типичные глаголы Концептуальная основа
Time flies, passes, drags Время как движение
Prices rise, fall, soar, plummet Цены как физические объекты
Business booms, thrives, struggles Бизнес как живой организм
Market crashes, rebounds, stabilizes Рынок как механизм

4. Наречие + Прилагательное

Интенсификаторы:

Прилагательное Предпочтительные наречия Примеры
different completely, totally, entirely completely different approach
wrong totally, completely, absolutely absolutely wrong assumption
impossible virtually, practically, almost virtually impossible task
aware fully, completely, acutely acutely aware of the problem

Грамматические коллокации

1. Предложные коллокации

Устойчивые предложные сочетания:

Прилагательное/Причастие Предлог Пример
interested in interested in politics
concerned about/with concerned about the future
responsible for responsible for the project
familiar with familiar with the procedure
capable of capable of handling pressure
dependent on dependent on technology

2. Глагольные паттерны

Переходность и дополнения:

Глагол Паттерн Пример
suggest suggest + V-ing I suggest waiting
recommend recommend + V-ing I recommend buying
insist insist + on + V-ing He insisted on paying
prevent prevent + sb + from + V-ing This prevents us from proceeding
enable enable + sb + to + V Technology enables us to work remotely

🔍 Коллигационные паттерны

Грамматические предпочтения лексических единиц

1. Модальность и определенные глаголы

Некоторые глаголы имеют предпочтения в сочетании с модальными глаголами:

Глагол Предпочтительные модальные глаголы Примеры
afford can, could, cannot I can't afford to wait
manage can, could, managed to She managed to finish on time
dare dare, daren't I dare not ask
bother don't bother, won't bother Don't bother calling

2. Аспектуальность и время

Определенные глаголы тяготеют к конкретным временным формам:

Глаголы состояния и Progressive:

  • I am understanding
  • I understand
  • I am beginning to understand

Глаголы достижения и Perfect:

  • arrive → естественно с Present Perfect: has arrived
  • discover → естественно с Past Perfect: had discovered
  • realize → естественно с Present Perfect: have realized

Семантическая просодия

Семантическая просодия — тенденция слов сочетаться с лексикой определенной эмоциональной окраски.

Примеры семантической просодии:

1. Глагол "cause" Почти всегда сочетается с негативными понятиями:

  • cause problems, damage, concern, confusion, delays
  • Редко: cause happiness, joy (чаще bring happiness)

2. Глагол "commit" Тяготеет к негативным или серьезным действиям:

  • commit a crime, murder, suicide, error
  • commit resources (нейтральное, но серьезное)

3. Наречие "utterly" Преимущественно с негативными прилагательными:

  • utterly disappointed, devastated, hopeless
  • Реже с позитивными: utterly delightful (стилистически маркированное)

Культурно-специфичные коллокации

Американские идиоматические коллокации:

1. Временные выражения

  • around the clock (24/7)
  • down the road (в будущем)
  • for the time being (пока что)
  • in no time (очень быстро)

2. Деловые коллокации

  • bottom line (итог, суть)
  • cutting edge (передовой)
  • game changer (кардинальное изменение)
  • low-hanging fruit (легкие цели)

3. Разговорные коллокации

  • piece of cake (очень легко)
  • break a leg (удачи)
  • hit the nail on the head (точно сказать)
  • spill the beans (выдать секрет)

🧠 Грамматическое правило запоминания коллокаций

Мнемотехника для предложных коллокаций — ВРЕМЯ:

  • Взаимодействие → предлог with (interact with, deal with)
  • Различие → предлог from (different from, separate from)
  • Единство → предлог to (similar to, related to)
  • Место → предлог in (interested in, involved in)
  • Явление → предлог of (aware of, capable of)

🔍 Корпусная лингвистика и анализ коллокаций

Статистические меры сочетаемости

1. Взаимная информация (Mutual Information) Измеряет силу ассоциации между словами:

  • Высокая MI: crystal clear, stark naked
  • Низкая MI: very good, quite nice

2. Логарифмическое отношение правдоподобия (Log-likelihood) Показывает значимость различий в частотности:

  • Помогает выявить культурно-специфичные коллокации
  • Используется для сравнения американского и британского корпусов

3. T-скор Измеряет статистическую значимость сочетания:

  • Учитывает частотность обеих лексических единиц
  • Полезен для выявления грамматических коллокаций

Практическое применение корпусных данных

Анализ американских корпусов:

1. Корпус современного американского английского (COCA)

  • 560 миллионов слов
  • Сбалансированный по жанрам и времени
  • Показывает диахронические изменения

2. Google Books Ngram Viewer

  • Исторические тренды коллокаций
  • Эволюция языковых паттернов
  • Культурные изменения через язык

Пример анализа: "Make a decision" vs "Take a decision"

  • В американском корпусе: 95% make a decision
  • В британском корпусе: 60% make, 40% take

⚠️ Типичные ошибки в коллокациях

1. Дословный перевод

Русская логика: "сильный дождь" Неправильно: strong rain Правильно: heavy rain

Русская логика: "делать фотографию" Неправильно: make a photo Правильно: take a photo

2. Смешение синонимов

Ошибка: do homework vs make homework Правильно: do homework (выполнять) Неправильно: make homework (создавать)

Ошибка: say a speech vs give a speech Правильно: give a speech (произносить речь) Неправильно: say a speech

3. Неправильные предложные коллокации

Ошибка: depend from (влияние немецкого/русского) Правильно: depend on

Ошибка: different than (неформальный американский) Предпочтительно: different from

4. Игнорирование семантической просодии

Неестественно: cause happiness Лучше: bring happiness, create joy

Неестественно: make damage Правильно: cause damage

👥 Практические диалоги

Диалог 1: Деловое совещание — естественные коллокации

Manager: We need to address the elephant in the room. Our quarterly numbers are falling short of expectations.

Analyst: The data shows a clear pattern. Customer retention rates have been steadily declining, and acquisition costs are through the roof.

Manager: What's driving this trend? Are we looking at a temporary setback or a fundamental shift in the market?

Analyst: It's hard to pinpoint the exact cause, but several factors are coming into play. Our competitors have been gaining ground with more aggressive pricing strategies.

Manager: We need to think outside the box here. What if we pivot our approach and focus on value-added services instead of competing solely on price?

Analyst: That could be a game changer. We'd be playing to our strengths rather than trying to beat competitors at their own game.

Manager: Exactly. Let's schedule a brainstorming session and get all stakeholders on the same page. We need to move fast if we want to turn this ship around.

Analyst: I'll reach out to the team and set up a meeting. Should we bring in external consultants to get a fresh perspective?

Manager: Good thinking. Sometimes you need an outside view to see the forest for the trees.

Диалог 2: Академическая дискуссия — точные коллокации

Professor: Your research methodology is sound, but I have some concerns about how you're drawing conclusions from the data.

Graduate Student: Could you elaborate on that? I thought I followed standard protocols for data analysis.

Professor: The issue isn't with your analytical approach per se. It's more about how you're interpreting correlations. You're making causal claims where the evidence only supports associative relationships.

Graduate Student: I see your point. Should I rephrase my conclusions to reflect the limitations of correlational data?

Professor: Precisely. Academic writing demands precision in language. Instead of saying "X causes Y," consider "X is associated with Y" or "X correlates positively with Y."

Graduate Student: That makes sense. I was probably overstepping the boundaries of what the data actually demonstrates.

Professor: It's a common pitfall. Researchers often feel pressure to make strong claims, but scientific integrity requires restraint. Your findings are valuable even without causal assertions.

Graduate Student: Would it help if I added a section discussing alternative explanations for the observed patterns?

Professor: Absolutely. Acknowledging confounding variables and alternative hypotheses actually strengthens your argument by showing thorough consideration of the evidence.

Диалог 3: Неформальная беседа — разговорные коллокации

Sarah: I'm at my wit's end with this project. Everything that could go wrong has gone wrong.

Mike: Tell me about it. Sometimes it feels like we're swimming upstream. What's the latest crisis?

Sarah: The client keeps moving the goalposts. Every time we think we're on the right track, they change their requirements.

Mike: That's a tough spot to be in. Have you tried nailing down the specifications in writing?

Sarah: We did, but they keep finding loopholes. It's like they're speaking out of both sides of their mouth.

Mike: Sounds like you need to call a spade a spade and have a frank conversation about scope creep.

Sarah: You're right. I've been beating around the bush instead of addressing the issue head-on.

Mike: Sometimes you have to bite the bullet and risk some uncomfortable conversations. Better to clear the air now than let things spiral out of control.

Sarah: True. I'll schedule a meeting and lay all the cards on the table. Thanks for talking sense into me.

Mike: No problem. That's what friends are for. Let me know how it goes.

📊 Итоговая схема: Система коллокационных отношений

ЛЕКСИЧЕСКИЕ КОЛЛОКАЦИИ
├── Прилагательное + Существительное
│   ├── Интенсивность (heavy rain, light meal)
│   ├── Качество (sharp pain, dull ache)
│   └── Оценка (brilliant idea, terrible mistake)
├── Глагол + Существительное
│   ├── Действие (make decision, take shower)
│   ├── Создание (write letter, compose music)
│   └── Разрушение (break promise, violate rule)
└── Наречие + Прилагательное
    ├── Усиление (extremely difficult, highly unlikely)
    ├── Ослабление (slightly better, somewhat confused)
    └── Абсолютность (completely wrong, totally different)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОЛЛИГАЦИИ
├── Предложные паттерны
│   ├── Прилагательное + Предлог (interested in, responsible for)
│   ├── Глагол + Предлог (depend on, insist on)
│   └── Существительное + Предлог (reason for, solution to)
├── Глагольные паттерны
│   ├── Инфинитивные (decide to, manage to)
│   ├── Герундиальные (suggest doing, avoid doing)
│   └── Клаузальные (insist that, suggest that)
└── Модальные предпочтения
    ├── Способность (can afford, could manage)
    ├── Необходимость (must consider, have to admit)
    └── Возможность (might happen, could occur)

📝 Упражнения

Упражнение 1: Определение правильных коллокаций (базовый уровень)

Выберите правильную коллокацию:

  1. (heavy/strong) rain
  2. (do/make) a mistake
  3. (take/give) a shower
  4. (say/tell) the truth
  5. (do/make) homework
  6. (high/tall) temperature
  7. (fast/quick) food
  8. (strong/powerful) coffee

Упражнение 2: Предложные коллокации (средний уровень)

Заполните пропуски подходящими предлогами:

  1. I'm interested ___ learning more about this topic.
  2. She's responsible ___ managing the project.
  3. We're concerned ___ the environmental impact.
  4. He's capable ___ handling difficult situations.
  5. They're dependent ___ external funding.
  6. She's familiar ___ our procedures.
  7. I'm aware ___ the potential risks.
  8. We're committed ___ improving quality.

Упражнение 3: Исправление неестественных коллокаций (продвинутый уровень)

Исправьте следующие неестественные сочетания:

  1. make a photo of the sunset
  2. strong rain is falling outside
  3. he said a long speech
  4. we need to do a decision quickly
  5. she has a high fever temperature
  6. please do me a favor to help
  7. I want to make a question
  8. the price became expensive

Упражнение 4: Семантическая просодия (аналитический уровень)

Объясните, почему следующие коллокации звучат неестественно, и предложите альтернативы:

  1. cause happiness to others
  2. commit good deeds
  3. utterly wonderful experience
  4. break good news

📝 Домашнее задание

Задание 1: Анализ коллокаций в тексте

Найдите в любой американской газете или журнале статью объемом 500 слов. Выпишите все коллокации и классифицируйте их по типам.

Задание 2: Сравнительный анализ

Сравните употребление 10 глаголов в американском и британском английском с точки зрения их коллокационных предпочтений.

Задание 3: Корпусное исследование

Используя доступные онлайн-корпуса, исследуйте частотность употребления make a decision vs take a decision в американских текстах разных периодов.

Задание 4: Создание коллокационного словаря

Составьте персональный словарь из 50 коллокаций, которые часто встречаются в вашей профессиональной деятельности.

Задание 5: Анализ ошибок

Проанализируйте свои письменные работы за последний месяц и найдите примеры неестественных коллокаций. Исправьте их и объясните причины ошибок.

✅ Ответы к упражнениям

Упражнение 1: Определение правильных коллокаций

  1. heavy rain
  2. make a mistake
  3. take a shower
  4. tell the truth
  5. do homework
  6. high temperature
  7. fast food
  8. strong coffee

Упражнение 2: Предложные коллокации

  1. I'm interested in learning more about this topic.
  2. She's responsible for managing the project.
  3. We're concerned about the environmental impact.
  4. He's capable of handling difficult situations.
  5. They're dependent on external funding.
  6. She's familiar with our procedures.
  7. I'm aware of the potential risks.
  8. We're committed to improving quality.

Упражнение 3: Исправление неестественных коллокаций

  1. make a phototake a photo
  2. strong rainheavy rain
  3. said a long speechgave a long speech
  4. do a decisionmake a decision
  5. high fever temperaturehigh fever или high temperature
  6. do me a favor to helpdo me a favor and help
  7. make a questionask a question
  8. became expensivebecame more expensive или prices rose

Упражнение 4: Семантическая просодия

 

  1. cause happiness — глагол cause имеет негативную просодию; лучше: bring happiness
  2. commit good deedscommit ассоциируется с негативными действиями; лучше: do good deeds
  3. utterly wonderfulutterly обычно с негативными понятиями; лучше: absolutely wonderful
  4. break good newsbreak предполагает негативность; лучше: share good news